Гуриев: Рубль может упасть еще на 15%

Разумная политика ЦБ имеет свой предел, России необходимы реформы, считает экономист
Экономист Сергей Гуриев/ swiss-image.ch / Photo Monika Flueckiger

Рубль "почти наверняка" потеряет 10-15% своей стоимости в 2016 г., прогнозирует экономист Сергей Гуриев в своей колонке в Financial Times о причинах резкой волатильности курса рубля.

Гуриев напомнил три основных фактора обменного курса рубля: цены на нефть, отток капитала и расходование Банком России международных резервов страны. Если нефть резко подешевела, то другие два фактора выглядят не так плохо, признает экономист: отток капитала из России в 2015 г. составил $57 млрд при прогнозе в $115 млрд, а ЦБ последовательно защищает плавающий курс, бережет резервы и в целом ведет открытую политику. "Означает ли это, что рубль в 2016 г. перестанет слабеть? К сожалению, нет", - пишет Гуриев.

Причина этого, по мнению Гуриева, в том, что ЦБ в последние годы хронически не выполняет цели по инфляции: объявляет 5-6%, но реальная цифра оказывается вдвое выше. "Представляется, что Банк России не защищен от давления российского корпоративного сектора, который требует снижения основной ставки [11%]: она уже на 2 п. п. ниже инфляции", - считает экономист.

Повышенная инфляция выгодна и правительству, напоминает Гуриев: дефицит бюджета при нефти по $30 за баррель составит 6-7%, а инфляция позволяет не проводить непопулярные сокращения в явном виде. Поскольку из-за санкций Россия не может занимать за рубежом, пересмотр бюджета-2016 неизбежен, считает он. "Русские шутят, что правительство купит билеты американской лотереи на весь резервный фонд, но реальный подход будет таким: урезать расходы, поднять налоги и позволить инфляции разобраться с остальным. Как всегда, груз высокой инфляции понесут бедные", - пишет Гуриев.

В основе волатильности рубля в конечном итоге вопрос, не разрешаемый с начала века: зависимость экспорта и бюджета от цен на нефть. "Эту проблему нельзя решить политикой ЦБ, решение - в структурных реформах, защите права собственности и верховенстве закона. То, что об этом говорилось множество раз, в том числе российской властью, не делает ее менее актуальной", - резюмирует Гуриев.