Недавний рост цен на нефть может оказаться фальстартом — МЭА

Избыток сырья на мировом рынке в начале года оказался даже большим, чем предполагалось
Ценовая волатильность на нефтяном рынке продолжает расти, заявил Bloomberg начальник отдела анализа сырьевых рынков Goldman Sachs Джефф Карри. По его словам, он не удивится, если цена опустится ниже $20 за баррель/ Hasan Jamali/ AP

Запасы нефти продолжат расти в этом году, и это означает, что рост цен, наблюдающийся в последние недели, не перерастет в долгосрочный тренд, говорится в опубликованном во вторник ежемесячном докладе Международного энергетического агентства. Наоборот, считают его эксперты, «риск снижения цен в краткосрочной перспективе вырос». Превышение предложения над спросом в начале 2016 г. оказалось даже больше, чем первоначально ожидалось, говорится в докладе: «Поскольку рынок уже залит нефтью, очень сложно ожидать существенного подъема цен в краткосрочной перспективе».

Постоянные же спекуляции о возможных совместных действиях входящих и не входящих в ОПЕК стран по поддержке рынка «остаются тем, чем и являются, – спекуляциями». Министр нефти Венесуэлы Эулохио дель Пино не добился каких-либо конкретных результатов в этом вопросе во время встречи в воскресенье с руководителем нефтяного министерства Саудовской Аравии Али аль-Наими. Ничем закончился и визит дель Пино в Москву несколькими днями ранее.

Цена нефти Brent достигла минимума в $27,1 за баррель 20 января, а затем к началу февраля подскочила выше $36. В последние дни нефть торгуется в диапазоне $32-35. По данным на 14.30 мск, Brent стоила $33,3, а американская WTI – $30,3 за баррель.

ОПЕК качает все больше

Увеличение добычи в странах ОПЕК в январе было обусловлено прежде всего возросшей активностью трех стран. В освобожденном от санкций Иране нефтедобыча увеличилась на 80 000 баррелей до 2.99 млн баррелей в день, а в Саудовской Аравии – на 70 000 до 10,21 млн баррелей. Между тем, Ирак установил новый рекорд ежедневной добычи – 4,35 млн (+50 000 баррелей).

Сбалансироваться рынку пока не дают разнонаправленные факторы. С одной стороны, страны ОПЕК, по данным МЭА, увеличили добычу в январе на 280 000 баррелей в день, до 32,63 млн баррелей в день, – это на 1,7 млн баррелей больше, чем годом ранее. Однако совокупный объем мирового предложения сократился, пусть и всего на 200 000 млн баррелей – до 96,5 млн баррелей в день, поскольку добыча в странах за пределами картеля (в основном в Северной Америке) сократилась по сравнению с декабрем на 500 000 баррелей и находится примерно на уровне годичной давности. По итогам нынешнего года МЭА ждет снижения этого показателя на 600 000, до 57,1 млн баррелей в день, но предупреждает: «Существенное сокращение производства сланцевыми добытчиками в США занимает невероятно много времени. Возможно, они еще какое-то время будут демонстрировать устойчивость [к падению цен]».

Американские нефтедобывающие компании активно хеджировались в мае–июне и в сентябре–октябре 2015 г., когда WTI стоила около $60 и $45–50 соответственно, отмечали ранее аналитики Morgan Stanley. По их оценке, после этого компании еще около девяти месяцев слабо реагируют на падение цен; таким образом, они вряд ли начнут сокращать производство из-за низких цен ранее II квартала 2016 г.

По данным консалтинговой компании Wood Mackenzie, с начала 2015 г. компании в мире сократили добычу именно из-за низких цен всего лишь на 100 000 баррелей в день, это менее 0,1% от совокупного мирового предложения.

Однако из-за неустойчивости ситуации участники нефтяного рынка испытывают повышенную нервозность. В понедельник акции Chesapeake Energy, которая была одним из пионеров сланцевого бума, рухнули на 50% после появления сообщения о том, что компания, долги которой превышают $11 млрд, консультируется со специалистами по банкротству. Они отыграли часть потерь после того, как Chesapeake Energy заявила, что обсуждает с юридической фирмой Kirkland & Ellis, с которой давно сотрудничает, способы укрепления баланса «и не имеет планов подавать на банкротство». Тем не менее по итогам дня падение котировок составило 28%, сообщает The Wall Street Journal.

В то время как общий объем добычи почти не меняется, спрос, показавший в 2015 г. максимальные за последние пять лет темпы роста в 1,6 млн баррелей в день, в этом году в меньшей степени будет поддерживать рынок, считают в МЭА. Из-за замедления экономик Европы, Китая и США рост спроса в 2016 г. составит лишь 1,2 млн баррелей.

Данные о спросе на нефть и нефтепродукты в США и Китае, двух крупнейших потребителях нефти в мире, «резко ухудшились», написали в отчете аналитики Barclays. В США потребление нефтепродуктов в январе сократилось на 3,9% по сравнению с январем 2015 г. В Китае же совокупный спрос в декабре не изменился: это лучше показателей ноября, когда он упал, но хуже, чем во все остальные месяцы 2015 г., отмечает Barclays. Без улучшения фундаментальных показателей рост цен на нефть, которому в последнее время способствовал валютный фактор, т. е. ослабление доллара, вряд ли продолжится, считают в банке.

Если в таких условиях добыча ОПЕК в течение I квартала останется на текущем уровне, запасы нефти ежедневно будут увеличиваться на 2 млн баррелей, а во II квартале – на 1,5 млн баррелей, говорится в докладе МЭА. Коммерческие запасы нефти в странах ОЭСР выросли в декабре на 7,6 млн баррелей, до 3,012 млрд баррелей, и продолжили расти в январе.