Из-за выборов регионы могут оказаться в безвыходной ситуации, прогнозирует S&P

Доходы растут медленно, сократить расходы нельзя
Прямой долг может достичь почти половины текущих доходов регионов/ А. Астахова/ Ведомости

Займы регионов в 2017 г. могут достичь 1,7 трлн руб., расходы на погашение – 860 млрд, прогнозируют аналитики S&P (см. график). Рост доходов замедлится до 4–5%, а рост расходов из-за предстоящих выборов может разогнаться до уровня инфляции. Дефицит увеличится с 3% совокупных доходов в 2015 г. до 8% в 2017 г.

Прямой долг может достичь почти половины текущих доходов регионов. Расходы на его обслуживание и погашение вырастут с 9% доходов в 2015 г. примерно до 12%. В федеральном бюджете 2016 г. на поддержку регионов выделено 310 млрд руб. в виде кредитов. Этого мало, считают в S&P: потребности регионов в рефинансировании на 40% выше.

Несмотря на федеральную поддержку, в структуре регионального долга будут преобладать банковские кредиты – почти половина, ждут в S&P. На облигации будет приходиться около 20% долга (примерно 800 млрд руб.), ждут в S&P, регионы будут ежегодно выпускать бумаги примерно на 300 млрд руб.

Начало с профицитом

Профицит федерального бюджета в январе составил 390 млрд руб., сообщил Минфин. Год назад был дефицит в 278 млрд руб. Доходы составили 1,088 трлн руб., расходы – 698,1 млрд. Нефтегазовые доходы – 371,1 млрд руб., ненефтегазовые – 717,203 млрд. Профицит технический, объясняет Минфин, он связан с изменением механизма авансирования, ожидается рост расходов. Доходная база сократилась на 18% по сравнению с январем 2015 г.

Задолженность будет расти медленнее, и в ней будет выше доля бюджетных кредитов, не согласен главный экономист агентства «Рус-рейтинг» Антон Табах. Кредитный портфель с точки зрения стоимости обслуживания станет более комфортным для регионов, ожидает и зампред правления ВТБ Михаил Осеевский. У самого ВТБ из 130 млрд руб. кредитов около 20 млрд даны регионам, долги которых составляют 75% и более от дохода, говорит он.

Федеральная помощь позволяет лишь «отложить решение проблемы рефинансирования на 2018–2019 гг., когда наступит срок погашения большей части бюджетных кредитов», пишет S&P. Некоторые регионы могут оказаться в стрессовой ситуации, предупреждает аналитик S&P Карен Вартапетов: финансовые рынки и банки не помогут рефинансировать долг, от дефолта смогут спасти или жесткий секвестр расходов, а это невозможно перед выборами, или поддержка Минфина. От федерального бюджета к 2018 г. может потребоваться до 1 трлн руб., оценивает он: поддерживая регионы сейчас, Минфин лишь покупает время.

Новая редакция Бюджетного кодекса предполагает ограничение бюджетных прав регионов с неэффективной долговой политикой, отмечал на коллегии Минфина замминистра Леонид Горнин. Фактически она позволяет Минфину вводить в таких регионах внешнее управление, говорит Вартапетов.