Статья опубликована в № 4020 от 20.02.2016 под заголовком: Госкомпании прикрылись санкциями

Санкции могут помочь госкомпаниям добиться смягчения контроля за закупками

Минэкономразвития готово разрешить скрывать данные о закупках у иностранных банков

Смягчить закон о закупках госкомпаний попросили премьера Дмитрия Медведева «Роснефть» и «Газпром» (копия письма есть у «Ведомостей»). Обращение компаний поступило в Минэкономразвития, подтвердил его представитель, министерство в пятницу отправило ответ в правительство. ФАС не поддерживает предложения компаний, говорит представитель службы.

Компании просили вывести из-под действия закона закупки финансовых услуг, недвижимости (в первую очередь земли), сделки внутри вертикально-интегрированных структур.

Открытые данные о закупках создают риски для компаний, находящихся под санкциями, жалуются президент «Роснефти» Игорь Сечин и предправления «Газпрома» Алексей Миллер: контрольные органы США и ЕС могут использовать информацию для проверки соблюдения режима санкций, могут ужесточить их и оштрафовать контрагентов. Не удается быстро проводить финансовые сделки, пишут они: их параметры нельзя планировать заранее на волатильном рынке. А из-за того, что данные о контрагентах и их расценках становятся публичными, стоимость кредитов растет, что влияет на весь российский финансовый рынок, жалуются авторы письма.

Закупки стали деликатной темой в контексте политической ситуации, говорит представитель «Роснефти»: «Мы не обязаны писать доносы на себя и компании, с которыми работаем. Мы готовы предоставлять всю информацию контрольным органам, но российским, а не из США». Представитель «Газпрома» не ответил на запрос.

Минэкономразвития готово частично пойти навстречу госкомпаниям, следует из его письма в правительство. Финансовые сделки не нужно выводить из-под действия закона о закупках, но компаниям ТЭКа и компаниям под санкциями можно разрешить держать в секрете сделки с иностранными банками – сведения о них не будут размещаться в единой информационной системе, пишет Минэкономразвития. Вряд ли это делается для того, чтобы компании могли занимать за рубежом в обход санкций, говорит партнер KPMG Константин Рыбаков. Многие крупные частные компании, в том числе международные, выводят финансовые услуги из внутреннего стандарта закупок, поскольку основным критерием должна быть не цена, а качество услуги, объясняет Рыбаков.

Земельные участки, которые компании постоянно покупают, в том числе для геологоразведки, – это объекты с уникальными характеристиками, их приходится покупать по неконкурентным процедурам, объясняют Сечин и Миллер. Минэкономразвития не согласно вывести эти закупки из-под действия закона, но такие земли можно приобретать у единственного поставщика.

Закон не учитывает специфики вертикально-интегрированных компаний со значительным числом внутригрупповых закупок, жалуются Сечин и Миллер: например, по разведке и добыче. Эти сделки они не считают рыночными. Но если вывести такие сделки из-под действия закона, то компании будут создавать непрофильные «дочки», чтобы уклониться от закупок на конкурентных рынках, пишет Минэкономразвития. Если в группе есть структура, через которую закупают все сырье и материалы, то конкурс не нужен, говорит Рыбаков.

Часть предложений госкомпаний можно поддержать, считает первый проректор ВШЭ Александр Шамрин, например, если земли покупаются для производственных целей, то объявлять торги не нужно. А выводить из-под действия закона закупки внутри вертикально-интегрированных компаний можно только для повышения эффективности компании, говорит Шамрин. Проблема в том, что советы директоров не справляются с контролем за закупками, поэтому и возникают такие споры, резюмирует Шамрин.