Выход Великобритании из ЕС дорого обойдется бизнесу и населению

Крупнейшие британские компании уже предупредили о тяжелых последствиях Brexit
Премьер-министр Дэвид Кэмерон (на фото справа) выторговал у президента Европейского совета Дональда Туска особые условия для Великобритании/ Olivier Hoslet/ REUTERS

Великобритания добилась особого статуса в ЕС – уступок по льготам для мигрантов, права не входить в еврозону и защищать британский бизнес от требований по евроинтеграции.

Участники саммита в Брюсселе в конце прошлой недели согласились дать Великобритании право ограничивать выплаты пособий вновь прибывшим мигрантам. Также Лондон добился права сокращать пособия на детей иммигрантов, оставшихся на родине: до 2020 г. они будут индексироваться для всех прибывших иностранцев, а затем – только для тех, кто подавал заявку на пособие (таких всего 34 000 человек).

Теперь британцам предстоит решить, останется ли страна в ЕС, – референдум назначен на 23 июня. Более 75 экономистов, опрошенных FT, считают, что выход Великобритании из союза негативно скажется на экономике страны из-за сокращения торговых связей со странами ЕС. Для бизнеса правила игры за пределами ЕС тяжелее, указывает Джонатан Портес из National Institute of Economic and Social Research, бывший главный экономист кабинета министров. «Выход Британии из ЕС – это кровавый кошмар, настоящий бюрократический кризис», – предупреждает он: начнется отток капитала с финансовых рынков, дефицит счета текущих операций вырастет до 5% ВВП. Это приведет к резкому падению фунта и обесцениванию британских активов, согласен Невилл Хилл из Credit Suisse: «Учитывая явные экономические риски, потребуется огромный приток капитала, чтобы финансировать такой дефицит».

Но правительству не придется ежегодно выплачивать 13 млрд фунтов в бюджет ЕС и согласовывать торговые договоры с другими странами, называет преимущества для Лондона Патрик Мифорд из Cardiff Business School. Британия получит право на более гибкую внешнеторговую политику, согласна советник Arbuthnot Securities Рут Леа. Уже с 2014 г. более 50% британского экспорта идет в страны, не входящие в ЕС (см. график), указывает Рауль Рупарель из Open Europe.

Сами британские бизнесмены и руководители крупнейших производственных компаний выступают за сохранение Великобритании в составе ЕС, заявили представители британского Института директоров (IoD) и группы производственных компаний EEF. Премьер Дэвид Кэмерон добился освобождения от лишних бюрократических процедур, заявил гендиректор IoD Саймон Уокер, но членство в ЕС облегчает торговлю благодаря единому рынку и дешевому экспорту (цитата по Bloomberg). Бизнес не согласен, что Британия стоит перед прямым выбором между экспортом в ЕС и экспансией на мировой рынок, отмечает исполнительный директор EFF Терри Скуолер (цитата по Bloomberg): будучи частью ЕС, проще наращивать глобальное присутствие. Руководители Rio Tinto PLC, HSBC Holdings PLC, AstraZeneca PLC, Goldman Sachs International, Marks & Spencer уже подписали совместное послание премьеру Дэвиду Кэмерону с просьбой сохранить Британию в ЕС. «Бизнесу нужен неограниченный доступ к европейскому рынку в 500 млн человек, чтобы продолжать расти, инвестировать и создавать рабочие места», – пишут они (письмо опубликовано в The Times). Подписи также поставили 198 представителей британского бизнеса, в том числе руководители 36 компаний из FTSE 100. Но опрос FT показал, что из 100 корпораций FTSE лишь 18 готовы прямо высказаться в пользу сохранения в ЕС.

Покинув ЕС, Великобритания может подписать соглашение о свободной торговле с ЕС, но оно не заменит собой единый рынок, согласна с бизнесом Ребекка Драйвер из Analytically Driven – особенно выход из Евросоюза будет губителен для мелкого и среднего бизнеса, которому придется выплачивать экспортные пошлины. За доступ к рынку ЕС придется платить, предупреждает Ник Крафтс из Warwick University. Упадут потребительские расходы, в том числе из-за сокращения числа мигрантов, снизится экспорт, а также инвестиции из-за экономической неопределенности, говорит Майкл Сондерс из Citigroup. Выход из ЕС обойдется стране в 11 млрд фунтов ежегодно, подсчитал британский политик Стюарт Роуз, он взял оценку импорта за 2014 г. (220 млрд фунтов) и добавил 5% пошлины. Аналитики Morgan Stanley оценивают потери от 1 до 3,4% ВВП, в зависимости от того, будет ли сохранен доступ к рынку ЕС. В худшем же случае среднестатистический британец обеднеет на четверть.