Путин напомнил госкомпаниям о необходимости продавать непрофильные активы

Сейчас они делают это медленно и неохотно, жалуются чиновники
Госкомпаниям нужно найти ненужное и избавиться от него/ Д. Абрамов/ Ведомости

В распоряжении «Ведомостей» оказался перечень поручений президента Владимира Путина правительству о непрофильных активах госкомпаний. Подлинность документа подтвердили представитель Мин­экономразвития и сотрудник одной из госкомпаний.

До 10 июля 2016 г. правительство должно установить порядок оценки и продажи каждого непрофильного актива. Необходимо определить случаи, когда такие активы могут быть проданы по цене ниже балансовой. Кроме того, правительство должно ввести регламент по контролю за продажей таких активов и ответственность за несвоевременное предоставление информации, следует из документа. А к 1 сентября – написать такие же программы продажи активов уже для «дочек» госкомпаний и унитарных предприятий. Отчитаться о работе правительство должно до 20 октября.

Вход свободен

«По непрофильным активам у нас все госкомпании реализуют программу по избавлению от них, но запретить им повышать свою эффективность за счет входа в другие компании неправильно», – заявил замминистра экономического развития Олег Фомичев.

Минэкономразвития уже рассылало документ о порядке продажи непрофильных активов госкомпаний, говорит чиновник финансово-экономического блока. Поручение президента – намек руководителям госкомпаний избавляться от непрофильных активов, объясняет федеральный чиновник. «Мы планируем понуждать эти компании принимать планы по реализации своих активов, в первую очередь непрофильных», – говорил ранее первый вице-премьер Игорь Шувалов (его слова по «Интерфаксу»).

Госкомпании составили список примерно из 4670 объектов непрофильных активов, продано примерно на 176,7 млрд руб., говорит представитель Минэкономразвития. Но из 51 госкомпании, где проводился мониторинг, лишь 21 утвердила и более чем на четверть выполнила программу, говорит чиновник финансово-экономического блока. Непрофильные активы госкомпаний продаются медленно, признал во вторник руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев: «Если речь идет о ресторанах, увеселительных заведениях, спортивных командах, то нужно это все продавать» (цитата по «Интерфаксу»). Например, «Россети», по данным ФАС, реализовали из 36 непрофильных активов только 16 на 500 млн руб., ФСК ЕЭС – 20 из 209, «Ростелеком» – 1787 из 6692 (см. таблицу). В основном компании не выполняют программы из-за отсутствия спроса на рынке, низкой ликвидности объектов, длительного проведения повторных торгов в связи с переоценкой объектов или их высокого износа, перечисляет представитель Мин­экономразвития.

За 2010–2015 гг. «Русгидро» реализовала 142 непрофильных актива, рассказал представитель компании, на 2016 г. совет директоров «Русгидро» включил в реестр еще 286. Большинство из них – объекты социально-бытового назначения (квартиры, общежития), а также инфраструктурные. Для оптимизации затрат на их содержание квартиры предоставляются в аренду, а инфраструктурные объекты безвозмездно передаются в федеральную и региональную собственность, рассказывает представитель «Русгидро». «Системный оператор» программу по продаже непрофильных активов планирует утвердить в марте 2016 г., говорит представитель компании – в основном это объекты недвижимости – здания и земельные участки. Также «Системный оператор» работает с Росимуществом по передаче отдельных активов в госсобственность. РЖД подготовила программу реализации непрофильных активов и вынесла ее на совет директоров, лаконичен представитель РЖД, – ее рассмотрят в марте-апреле. Представители «Газпрома», ФСК, «Интер-РАО», «Ростелекома», «Зарубежнефти» и «Россетей» не ответили на запросы «Ведомостей».

Госкомпании живут по принципу бюджетных организаций – там и избыточная занятость, и низкая производительность труда, отмечает руководитель Центра развития ВШЭ Наталья Акиндинова. Это нормальная практика в кризис – избавляться от того, что не нужно, говорит партнер ФБК Игорь Николаев: от продажи непрофильных активов выигрывает и бюджет (могут вырасти дивиденды), и сами госкомпании, сокращающие издержки. Другое дело, что продавать нужно было раньше, когда ситуация на рынке была лучше, считает он. Естественные монополии должны стать сервисными институтами, а для этого их нужно освободить от непрофильного бизнеса, говорил на Красноярском экономическом форуме президент UC Rusal Олег Дерипаска. «Все это (непрофильные активы монополий. – «Ведомости») нужно продать как можно быстрее малому и среднему бизнесу и обеспечить их возможностью привлекать ресурсы», – считает он.