РФПИ может стать самостоятельной структурой

Это может защитить его от проблем материнского Внешэкономбанка, в том числе санкций
РФПИ Кирилла Дмитриева хочет уйти из-под ВЭБа/ В. Прокофьев/ ТАСС

Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) станет самостоятельной структурой и будет передан в Росимущество, рассказали «Ведомостям» два человека, близких к ВЭБу, и подтвердил высокопоставленный чиновник. Законопроект, который будет регулировать деятельность фонда, уже готов и на этой неделе будет внесен в Госдуму, говорят они, не называя депутатов, которые внесут документ. Собеседники «Ведомостей» рассчитывают, что он будет одобрен в весеннюю сессию и реорганизация фонда завершится летом.

РФПИ был создан пять лет назад для привлечения иностранных инвестиций по принципу соинвестирования: на рубль собственных средств фонда должен быть рубль от иностранцев (см. врез). Многие не верили, что фонд станет успешным, наоборот, казался здоровым ВЭБ, вспоминает человек, близкий к госкорпорации. Теперь все изменилось.

«ВЭБ почти в предбанкротном состоянии, хотя риск уже и ниже, а РФПИ – эффективная компания; они не должны тонуть вместе», – объясняет высокопоставленный чиновник. ВЭБ использовался для финансирования политических нерентабельных проектов, а санкции, запрещающие западное фондирование, подкосили его. В феврале сменилось руководство ВЭБа, завтра наблюдательный совет рассмотрит подготовленный командой Сергея Горькова план оздоровления.

30 сделок РФПИ

РФПИ совершил и одобрил сделки более чем на 760 млрд руб., из них более 70 млрд – деньги РФПИ и свыше 690 млрд – средства партнеров. Продажа доли в «Ростелекоме» и части пакетов в Московской бирже и «Алросе» в 2014–2016 гг. обеспечили фонду рублевую доходность в 33, 23 и 35% годовых.

РФПИ оказался гораздо более успешным проектом, чем сам ВЭБ, и дело в правильной модели, считает чиновник: в него была изначально встроена защита от лоббистов – обязательное участие соинвесторов, заинтересованных в прибыли. Без этой защиты ВЭБ и превратился из института развития в банк безнадежных долгов.

Отделение РФПИ – часть масштабной реструктуризации ВЭБа, объясняет человек, близкий к госкорпорации: она сейчас должна сфокусироваться на санировании портфеля. Не исключено, что из-под госкорпорации выведут и другие структуры, допускают собеседники «Ведомостей», например Экспортное агентство («Эксар»).

Де-факто РФПИ работает отдельно от материнской структуры. ВЭБ и фонд сотрудничают по отдельным проектам: первый выдает долг, второй – деньги в капитал, но такая практика продолжится, говорит человек, близкий к ВЭБу. Прорабатываются три варианта передачи УК РФПИ Росимуществу, в любом случае на первом этапе бюджетных средств не потребуется, говорят собеседники «Ведомостей». ВЭБу принадлежит и УК, и паи фонда – в будущем государство может их выкупить. Для партнеров ничего не поменяется: все сделки автоматически перейдут к новой структуре, поясняет партнер «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Дмитрий Степанов. Росимущество станет лишь техническим владельцем управляющей компании, руководить РФПИ продолжит команда гендиректора Кирилла Дмитриева.

На фоне падения инвестиций на РФПИ возложена функция «буквально за руку приводить иностранные деньги в экономику России», говорит чиновник. Кроме того, РФПИ с партнерами планирует участвовать в приватизации.

Разрыв с ВЭБом может избавить фонд от санкций, надеется чиновник, они были введены против ВЭБа, а РФПИ подпал под них как его «дочка» (все «дочки» госкорпорации в санкционном списке, уточняли власти США). Логика американских санкций – въедливо смотреть на суть, а не на форму, поэтому вряд ли такая реорганизация РФПИ, когда меняется лишь оболочка, повлияет на санкционный режим, считает Степанов.

Санкции не запрещают работать с РФПИ: сам он финансирование не привлекает, но есть еще неформальные санкции, мешают негативные ассоциации, отмечает собеседник «Ведомостей». У ВЭБа особо одиозный образ на Западе: власти США даже не рекомендовали инвестбанкам размещать евробонды России, объяснив, что деньги могут пойти на спасение госбанка. РФПИ теперь может избавиться от этого ореола, ожидает человек, близкий к ВЭБу: «Для некоторых потенциальных европейских партнеров это будет хорошим сигналом – они уже почти готовы сотрудничать».

Вся эта реструктуризация может все равно не понравиться американским властям: любые передвижения санкционных компаний вызывают у них подозрения, переживают чиновники. Тогда это может обернуться для РФПИ еще большим ужесточением.

«Мы этого не боимся, – отвечает высокопоставленный чиновник, – делаем так, как правильно, и не важно, что кому-то может показаться».

Минфин США в выходные не ответил на запрос.

Представители РФПИ и ВЭБа от комментариев отказались.