Неустойка по госконтрактам может подорожать для поставщиков

Верховный суд создал прецедент
В прошлом году доля поставщиков, не исполняющих или плохо исполняющих обязательства, значительно выросла/ Е. Кузьмина/ Ведомости

Изменить правила игры на рынке госзаказа в пользу самих заказчиков может решение, принятое Верховным судом в конце марта.

В суд обратилось государственное бюджетное учреждение «Тольяттинский кожно-венерологический диспансер». В июне 2014 г. он заключил контракт с «Прогресс-строем» на капитальный ремонт детского отделения ценой 2 млн руб. Сделать это нужно было за 45 дней, пеня за каждый день просрочки составляла 1% от суммы контракта. Ремонт вовремя сделан не был, и заказчик потребовал заплатить 1,1 млн руб. пеней.

«Прогресс-строй» счел штраф завышенным и обратился в Арбитражный суд Самарской области: пеня по госконтрактам определена постановлением правительства и не может быть ниже одной трехсотой ставки рефинансирования на дату платежа (приравнена к ключевой с 2016 г.).

Три судебные инстанции выносили разные решения. Кассация признала завышение неустойки нарушением. Более высокая пеня нарушает принцип соразмерности: она должна быть одинаковой как для заказчика, так и подрядчика (не менее одной трехсотой ключевой ставки Банка России), комментирует решение директор Балтийского тендерного центра Виктор Дон. Но диспансер успешно оспорил это постановление в Верховном суде. Фактически Верховный суд признал, что в постановлении правительства указана минимальная пеня и заказчик вправе установить более высокую неустойку, говорит Дон.

Государству денег не хватает

Государство само часто не вовремя платит по контрактам. На 1 декабря 2015 г. долг по государственным и муниципальным контрактам составил 25 млрд руб., писала Генпрокуратура (копия письма премьеру Дмитрию Медведеву есть у «Ведомостей»). Основная причина – дефицит бюджетов, но бывают и преднамеренные действия заказчиков.

В прошлом году доля поставщиков, не исполняющих или плохо исполняющих обязательства, значительно выросла, говорится в мониторинге Минэкономразвития. Доля госконтрактов с начисленной неустойкой за 2015 г. выросла с 0,1 до 0,4%. Министерство объясняет это спадом производственных и торговых отношений и нестабильностью финансового положения отдельных поставщиков.

Сумма неустойки в 2015 г. выросла более чем в 3 раза и превысила 11 млрд руб. В условиях финансовой волатильности поставщикам было сложно выполнять контракты с ранее зафиксированными ценами, пишет Минэкономразвития.

Исходя из позиции Верховного суда, госзаказчик может установить любую пеню для подрядчика – хоть 5 и даже 10% за день просрочки, продолжает Дон. На деле, вероятно, будет 0,5–1%, но и это намного больше, чем сейчас, полагает он. При этом подрядчик фактически не влияет на условия контракта: добиться изменения его проекта можно только до окончания подачи заявок, но поставщики в это время заняты подготовкой заявки и вряд ли будут оспаривать положения документации о закупке, говорит Дон.

Контракты после определения Верховного суда пока менять не станем, признается закупщик одной из государственных организаций. В России не прецедентное право и из-за лишних 10 000 руб. нет смысла ходить в антимонопольную службу или суд, поясняет он. Но если такая практика закрепится в деловом обороте, начнем повышать размер пени, признает заказчик.

Это вредный прецедент для бизнеса, особенно для небольшого, говорит заместитель рабочей группы Агентства стратегических инициатив по развитию малого и среднего бизнеса Юрий Данилов. В срыве сроков поставщик часто не виноват, а если будут повышаться штрафы для бизнеса, пусть государство повышает и для себя, предлагает Данилов.