Обеспечение госконтрактов смогут потребовать не у всех

Минэкономразвития обсуждает, кто получит освобождение
Малый бизнес сможет получить доступ к госзаказу, не тратясь на обеспечение контрактов/ А. Гордеев/ Ведомости

Проект поправок, упрощающий доступ малого бизнеса к госзаказу, Минэкономразвития опубликовало на regulation.gov.ru. От предпринимателей не потребуют обеспечения, если не заподозрят в демпинге (снижение цены на 25%). Но льгота не будет действовать, если контрактом предусмотрен аванс, кроме того, предприниматель должен за три года выполнить хотя бы три госконтракта без нарушений и стоимость одного из них не должна быть ниже, чем цена нового контракта.

Освободить малый бизнес от обязанности предоставлять обеспечение предлагал бизнес-омбудсмен Борис Титов. В марте поправить закон попросил президент Владимир Путин на съезде Торгово-промышленной палаты (ТПП). Проект разработан по поручению президента, комментирует представитель Минэкономразвития.

В 2015 г. малый бизнес получил госконтракты на 490 млрд руб. (см. график), средняя цена – 560 000 руб. Госконтракт может быть обеспечен как деньгами, переведенными на счет в казначействе, так и банковской гарантией. Примерно 80% обеспечения – гарантии, 20% – деньги, уточняет руководитель комитета по развитию закупок ТПП Антон Емельянов. Сейчас обеспечение отсчитывается от начальной (максимальной) цены контракта. У предпринимателей по проекту обеспечение должно составлять 5–30% от цены контракта, которая, как правило, ниже (см. врез).

Антидемпинг

Если цена на торгах упала больше чем на 25%, то нужно обеспечение в 1,5 раза больше, чем в конкурсной документации, или поставщик должен доказать свою добросовестность.

Госзаказчики иногда не торопятся возвращать обеспечение, говорится в пояснительной записке. Поэтому для контрактов с малым бизнесом, по которым обеспечение потребуется, предложено установить максимальный срок его возврата – 30 дней.

Без обеспечения будет намного легче, говорит гендиректор малого предприятия «Скоростные катера мобиле групп» (поставляет для Минобороны) Александр Филиппов. После того как выиграны торги – и до заключения контракта не всегда удается найти банк, готовый выдать гарантию, жалуется он. Для госзаказчика контракты подешевеют: стоимость гарантии закладывается в цену, считает Филиппов.

Это серьезная мера поддержки малого бизнеса, уверен заместитель губернатора Псковской области Максим Жаворонков. Цена банковских гарантий выросла, как и ставки по кредитам, обеспечение стало недоступным для добросовестных поставщиков, а исполнение контрактов – нерентабельным, отмечает омбудсмен по закупкам Сергей Габестро. То, что обеспечение не нужно только при госконтрактах без авансирования, – недоработка, считает Титов. Заказчику закупки на 1 млрд достаточно предложить поставщикам аванс в 1000 руб. – и замечательные предложения становятся бесполезными, комментирует он. Это ограничение минимизирует возможные риски заказчиков, отвечает представитель Минэкономразвития.

Госзаказчики предлагают распространять меру поддержки не на всех. Государству нужно осторожно относиться к контрактам без обеспечения – например, не требовать его только по контрактам до 3 млн руб., говорит Жаворонков. Или распространить меру только на действительно небольшой бизнес – индивидуальных предпринимателей, приводит пример заместитель председателя комитета финансового контроля Санкт-Петербурга Виталий Бахвалов. Есть много других способов контролировать качество работ – оплата по мере их исполнения, отказ от авансирования, непрерывный контроль за ходом выполнения работ – тогда можно обойтись без обеспечения, не согласна зампредседателя правительства Самарской области Ольга Михеева.