Минэкономразвития хочет научить Минфин помогать регионам

Минфин не согласен, что распределяет деньги в ручном режиме
Минфин с критикой не согласен/ М. Стулов / Ведомости

Критика Минфина содержится в докладе Минэкономразвития о результатах деятельности и основных задачах на 2016–2018 гг. Сейчас Минфин распределяет деньги между регионами в ручном режиме, а нужен системный подход, говорится в докладе. Разработать его хочет Мин­экономразвития: подготовить методологию и согласовывать решения о поддержке. Минфину останется только распределять деньги.

Финансовая помощь регионам оказывается на основании методик Минфина без комплексной методической и организационной поддержки Минэкономразвития, хотя именно оно отвечает за социально-экономическое развитие, отмечается в докладе. В методиках не учитываются в должной мере прогнозы и планы развития регионов, поясняет представитель Минэкономразвития, а сейчас «финансовая поддержка регионов требует слаженных действий».

Антикризисный план правительства предусматривает разработку программ финансового оздоровления и развития регионов с высокой долговой нагрузкой, напоминает представитель Минэкономразвития, в том числе реструктуризации долга. Предложения, включая поправки в правила предоставления бюджетных кредитов, Минэкономразвития пока готовит.

В Минфине с критикой не согласны: межбюджетные трансферты распределяются по прозрачным принципам, процесс формализован. Правила и методики помощи регионам утверждены правительством, говорится в ответе представителя Минфина, в них условия предоставления финансовой помощи, формулы расчета трансфертов исходя из статистических и отчетных показателей, а подходы к поддержке отдельных отраслей определяются отраслевыми министерствами.

Сбалансированность региональных бюджетов министр финансов Антон Силуанов называл одним из приоритетов. В Астраханской и Костромской областях, республиках Карелии, Мордовии, Северной Осетии коммерческий долг превысил 100% их доходов, что нарушает Бюджетный кодекс, говорил он 20 апреля на коллегии министерства. Минфин предлагает этим регионам разработать программу оздоровления государственных финансов и «готов подставить плечо».

Но пока меры по сокращению долга регионов не работают, критиковала Минфин председатель Счетной палаты Татьяна Голикова: коммерческая задолженность выше нормы у 34 регионов. Разбалансированность региональных бюджетов она объяснила ростом полномочий регионов и нехваткой финансовой самостоятельности.

На 1 апреля консолидированный долг регионов и муниципалитетов составил 2,68 трлн руб., уточняет аналитик S&P Карен Вартапетов, примерно у 20 регионов коммерческий долг приближается к 100% доходов. Они рефинансируют коммерческие долги бюджетными кредитами, но средств недостаточно, оценивает Вартапетов: на этот год запланированы кредиты на 310 млрд руб., а по оценкам S&P, регионам и муниципалитетам нужно будет погасить долги на 500 млрд.

В структуре дотаций доля межбюджетных трансфертов на сбалансированность бюджета сократилась на 14 п. п. до 39,9%, говорила Голикова, остальное – субсидии, но регионы не могут самостоятельно их тратить. Силуанов предупреждал об ужесточении правил предоставления субсидий. Голикова предлагала отказаться от иных межбюджетных трансфертов и присоединить их к дотациям, чтобы регионы смогли сбалансировать бюджеты.

Несколько лет назад методологию по субсидиям готовил Минрегион, а Минфин отвечал за дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Потом все эти вопросы перешли к Минфину.

В 2016 г. в федеральном бюджете предусмотрено 90 субсидий регионам, подсчитал Вартапетов, Минфин признавал, что субсидий много, каждый год обещал сократить их число, но не удавалось. Большая часть субсидий распределяется в течение года, поэтому регионам до начала бюджетного процесса сложно оценить, сколько они получат, это создает неопределенность при планировании бюджета, говорит Вартапетов.