Государство зарабатывает на «Платоне» гораздо меньше, чем могло бы

Грузовики платят так, будто проходят всего по 1200 км в месяц
Рамок, фиксирующих проезд тяжелых грузовиков по федеральным дорогам, по всей России пока всего 20/ М. Стулов/ Ведомости

Система «Платон», взимающая плату за проезд грузовиков по федеральным трассам, за все время действия – с 15 ноября 2015 г. – принесла в федеральный дорожный фонд более 8 млрд руб. Об этом сообщил во вторник коммерческий директор компании – оператора «Платона» «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС) Антон Замков. В системе зарегистрировано 248 000 грузоперевозчиков и логистических компаний и 719 000 транспортных средств, уточнил он.

С 15 ноября грузовики массой более 12 т должны платить по 1,53 руб. за каждый километр проезда по федеральным трассам. Уже в декабре 2015 г. в системе было зарегистрировано 650 000 грузовиков. Более половины из них используют бортовые устройства, которых выдано 435 000, рассказал Замков. Маршрутных карт, оформлять которые с 15 апреля этого года вправе только зарегистрированные пользователи системы, выдано 7,5 млн.

Если разделить поступления от «Платона» на количество зарегистрированных в системе грузовиков, то получится, что владелец одного автомобиля платил в среднем по 1800 руб. в месяц, как будто тот проезжал по федеральным трассам всего 1200 км. Но ежедневно дальнобойщик проделывает путь в среднем по 500–1000 км, говорит директор по транспорту FM Logistic Александр Дьяконов. В месяц фура проезжает 10 000–14 000 км, иначе перевозчик останется без прибыли, говорит Дьяконов. И в основном маршруты проходят по федеральным трассам, уточняет он.

Средний пробег автомобиля массой 12 т – 15 000 км в месяц, говорит руководитель транспортной службы логистической компании ПЭК Игорь Алексашов.

Представители Минтранса и Федерального дорожного агентства не стали комментировать цифры.

Пользователи регистрировались в системе не единовременно, а постепенно, говорит консультант по автодорожным проектам. Изначально планировалось, что их будет больше, знает он, – 1,4 млн 12-тонников по стране и еще 200 000 грузовиков, принадлежащих нерезидентам.

Интенсивно ездят по федеральным трассам только 20% зарегистрированных грузовиков, остальные 80% – преимущественно по региональным, иногда их работа сезонная, а иногда автомобили вообще простаивают, объясняет представитель РТИТС. Простаивать может автопарк крупных строительных или производственных компаний, приводит он пример. Больше всего в «Платон» перечисляют, по данным оператора, профессиональные логистические компании и крупные ритейлеры. А эффективнее всего транспорт используют нефтеперерабатывающие предприятия: их большегрузы проходят по 25 000 км в месяц, говорит представитель РТИТС.

Но даже если принимать в расчет только 20% зарегистрированных грузовиков, получается, что каждый проходит все равно мало – в среднем по 6000 км в месяц.

Многие просто не платят, не включают бортовые устройства (которые измеряют пройденный путь и передают в систему данные для списания средств), поскольку у «Платона» развернута еще не вся инфраструктура, уверен эксперт консалтинговой компании. Пока установлено 20 рамок контроля в Московской и Калужской областях, к концу 2017 г. их должно быть уже 481, говорит представитель РТИТС. Кроме того, грузовики проверяют 100 мобильных контролеров. То, что рамки поставлены только в Московской и Калужской областях, многие недобросовестные перевозчики восприняли как разрешение не платить, констатирует представитель Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков.

Всего «Платон», по прогнозам чиновников, должен собрать в 2016 г. 20 млрд руб. Оператор системы за год ее работы должен получить 10,6 млрд руб. – его заработок не зависит от того, сколько денег будет собрано. Государство недополучает платежи, констатирует один из консультантов и предлагает обратить внимание на грузовики, включенные в базу ГИБДД, но не зарегистрированные в «Платоне».