На дорогах может появиться новый тип концессий

В концессию можно будет отдать камеры, фиксирующие нарушения
Регионы смогут брать плату за проезд по-своему/ М. Стулов/ Ведомости

Возможность сдавать в концессию комплексы фото- и видеофиксации нарушений на дорогах предоставляют поправки в закон об автомобильных дорогах, принятый Госдумой в первом чтении. Эти системы, а также рамки для сбора платы за проезд грузовиков по федеральным трассам названы в проекте обязательными элементами обустройства.

Поправки позволяют на основе концессии создавать системы взимания платы с 12-тонников за проезд по федеральным трассам, комментирует исполнительный директор Центра развития государственно-частного партнерства Максим Ткаченко. Из-за отсутствия таких норм пришлось перечислять в концессионном соглашении по «Платону» объекты недвижимости и системы мобильного контроля, говорит консультант по автодорожным проектам. Теперь возможность отдать в концессию систему сбора платы за проезд по федеральным трассам предусмотрена самим законом, добавляет он.

Переезд - дорого

На железнодорожных переездах законопроект требует поставить системы фото- и видеофиксации нарушений. Хотя система – элемент обустройства дороги, обеспечивать безопасность на переезде должен собственник путей, у большинства объектов это РЖД, считает Ткаченко. Представитель РЖД отказался прокомментировать, во сколько ей обойдется оборудование. Это несколько десятков миллиардов рублей, пишет комитет Госдумы по транспорту в обосновании к законопроекту.

«Платон» был введен на федеральных трассах 15 ноября 2015 г. Фуры платят по 1,53 руб. за 1 км, рамки контроля, а также мобильный контроль и бортовые устройства обеспечил концессионер «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС, принадлежит сыну Аркадия Ротенберга Игорю и фонду «РТ-инвест»). За это РТИТС должна получать по 10,6 млрд руб. в год из бюджета (см. график). В 2016 г. «Платон» перечислит в бюджет 20 млрд руб., по расчетам Минтранса (пока собрано более 8 млрд руб.). С РТИТС не обсуждались концессии на сбор платы за проезд по региональным дорогам, говорит представитель концессионера. Такие конструкции и сейчас можно считать частью дороги, поэтому для заключения концессионного соглашения поправки не нужны, настаивает он.

Законопроект делает возможными и новые концессии – на установку и эксплуатацию систем фото- и видеофиксации, отмечает советник Dentons Илья Скрипников. Регионы уже заключали подобные соглашения, но осенью 2015 г. в Удмуртии Управление ФАС признало концессию на такую систему незаконной и суды согласились с ним, вспоминает Скрипников: после этого пришлось аннулировать соглашения. Теперь можно будет заключать такие концессии и не бояться разногласий с ФАС, говорит юрист Herbert Smith Freehills Яна Иванова. Проект по созданию системы контроля безопасности движения с привлечением частного инвестора, как правило, предполагает создание и установку от 30 до 120 рубежей фото- и видеоконтроля, говорит Ткаченко, инвестиции могут варьироваться от 400 млн до 2,5 млрд руб. в зависимости от количества рубежей, сложности проекта, наличия линий связи и других территориальных особенностей.

Возможность заключения контракта на установку и эксплуатацию систем фото- и видеофиксации на автомобильных дорогах пока только рассматривается, говорить о конкретных наработках еще рано, комментирует представитель Минтранса. В Росавтодоре, по словам его представителя, концессии на фото- и видеофиксацию не прорабатываются.

Такие проекты были бы, вероятно, интересны «Ростелекому», который смог бы выступать в качестве концессионера, считает Иванова. Представитель «Ростелекома» подтверждает возможную заинтересованность, компания уже участвовала в таких проектах во многих регионах и активно взаимодействует с профильными федеральными ведомствами.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (исправленная версия)