Россия теряет позиции на мировых рынках товаров

Производства слишком слабо встроены в мировые цепочки добавленной стоимости
Девальвация рубля помогла отнюдь не всем российским экспортерам/ А. Гордеев/ Ведомости

Доля российских товаров в импорте Европейского союза (ЕС) за 2013–2015 гг. снижалась быстрее, чем доля ЕС в российском товарном экспорте, посчитали эксперты РАНХиГС Александр Кнобель и Александр Фиранчук. Поскольку доля ЕС в мировом импорте относительно стабильна, такая динамика взаимных долей России и ЕС говорит о том, что Россия потеряла позиции на мировых рынках по нескольким категориям товаров – и в среднем на четверть, заключают авторы (см. таблицу).

Экспорт России в ЕС сократился за два года с $275 млрд до $150 млрд – в основном из-за падения мировых цен на энергоресурсы. Доля России в закупках ЕС из-за рубежа (исключая торговлю между самими странами ЕС) сократилась на треть, с 12,3 до 7,9%, а доля ЕС в экспорте России снизилась лишь примерно на одну десятую, ЕС по-прежнему остается для России крупнейшим рынком сбыта (48,2% экспорта товаров в 2015 г., в 2013 г. – 53,8%).

Среди несырьевых товаров Россия нарастила долю в импорте ЕС по удобрениям, алюминию, меди, бумаге и картону, свинцу. Исходя из того, что доля ЕС в мировом импорте алюминия последние четыре года изменялась несильно, можно предположить, что Россия нарастила свою долю и на мировом рынке алюминия, по прочим товарам она почти не изменилась.

Напротив, синхронное снижение взаимных долей России и ЕС по таким товарным группам, как минеральное топливо, продукты неорганической химии, каучук, резина, черные металлы и никель, означает потерю Россией своих позиций на мировых рынках этих товаров. Причина слабого роста нетопливного экспорта в физическом выражении (при падении – в стоимостном), несмотря на получение экспортерами существенных преимуществ из-за девальвации, не в снижении внешнего спроса на продукцию, а в трудностях российских предприятий, заключают эксперты.

По данным Федеральной таможенной службы, Россия за 2013–2015 гг. существенно нарастила физический экспорт меди (в 2,5 раза), минеральных удобрений (на 77%), пшеницы и меслина (на 54%), сильнее всего упал экспорт легковых и грузовых автомобилей (на 26 и 30%). В стоимостном выражении несырьевой экспорт за два года сократился, по данным ЦБ, на 18%.

Доля России снижается на рынке круглого леса из-за ограничений по его вывозу, а вот на рынке пиломатериалов растет за счет поставок в Китай, где Россия активно забирает долю Канады, говорит гендиректор Lesprom Network Алексей Богатырев.

Девальвация рубля делает рентабельным экспорт меди, комментирует директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов. Рекордный урожай и девальвация вывели Россию в мировые лидеры по экспорту пшеницы.

При девальвации за счет снижения рублевых издержек при росте рублевой цены теоретически у каждой отрасли появляется дополнительный экспортный потенциал, однако на практике им удается воспользоваться только отраслям со средней и низкой степенью переработки, говорит Кнобель. В отраслях, где велика доля импорта в материалах, сырье, комплектующих, издержки растут, а не снижаются – прежде всего это отрасли машиностроения, производства транспортных средств.

Специфика ситуации России в том, что в производствах с высокой степенью переработки цепочки добавленной стоимости замыкаются на саму Россию, говорит Кнобель, если бы при высокой зависимости от импорта комплектующих продукция была востребована на мировом рынке, то рост цен сопровождался бы и ростом выпуска. «Мы встроены в мировые цепочки со стороны импорта – и это хорошо, что у отраслей нет ограничений по выбору максимально эффективных поставщиков, но [конечная] продукция потребляется в основном на территории России и не выходит на мировой рынок», – констатирует Кнобель.

Среди компаний-импортеров гораздо больше экспортеров, чем в среднем среди всех компаний по стране, т. е. импорт позволяет компаниям снижать издержки и повышать конкурентоспособность, говорит ведущий научный сотрудник ЦЭФИР Наталья Волчкова. Кроме девальвации по этим наиболее конкурентоспособным компаниям бьет политика импортозамещения. «Компании, конкурирующие на внутреннем рынке с импортом, получают поддержку, а конкурирующие с экспортом других стран на мировом рынке – нет. Это искажает стимулы, ресурсы перераспределяются лузерам: поддерживают же плохих, тех, кто не может конкурировать. В балансе всей экономики активная поддержка импортозамещения бьет по экспортерам», – заключает Волчкова.

В подготовке статьи участвовали Владимир Штанов и Виталий Петлевой