Минфин нашел, что еще сократить в бюджете

5% от трети незащищенных расходов могут пойти под нож в 2017 году
Министр финансов Антон Силуанов/ Анастасия Захарова для Ведомостей

Этот бюджетный процесс будет отличаться от предыдущих: в основном мы будем изыскивать средства на наши приоритеты не за счет дополнительных расходов, а за счет перераспределения того, что есть, заявил министр финансов Антон Силуанов журналистам по итогам заседания правительства. Сегодня кабинет министров в целом одобрил замораживание расходов в номинальном выражении на предстоящую трехлетку - они составят 15,787 трлн (это меньше уточненных расходов 2016 г.).

Такой бюджет направлен на обеспечение макроэкономической устойчивости, в первую очередь за счет сокращения дефицита бюджета, сказал он. Силуанов напомнил, что Минфин предлагает снижать дефицит ежегодно на 1 п. п. с прогнозного уровня в 3,2% в 2017 г. до 1,2% в 2019 г.

Замораживание учитывает зимнее решение правительства о недоведении 10% лимитов до министерств и ведомств. В законе о бюджете оно будет оформлено осенью во время правки бюджета текущего года уже новым составом Госдумы.

Уже замороженные в номинальном выражении расходы ждет дополнительное сокращение на 5% в 2017 г. По словам Силуанова, из незащищенных статей (социальные и оборонные расходы пока решено не трогать) около 30% расходов можно «консолидировать» еще на 5%. Речь идет о точечных решениях, заверил он.

Министерства и ведомства должны сами посмотреть внутрь расходов и решить, что можно сократить и перераспределить, сказал министр. Впрочем, определиться с этим им поможет Минфин: в ближайшее время представители министерства встретятся с ключевыми ведомствами для оказания поддержки в изыскании неэффективных расходов. «Мы вынуждены будем заниматься оптимизацией и выявлением неэффективных бюджетных трат», - посетовал Силуанов.

Кроме того, Минфин предлагает не выделять бюджетных денег на новые стройки, а закончить те, что уже начали, отметил он. «Новые проекты мы предлагаем не включать в бюджет и выделять деньги на завершение старых программ и старых решений по тем или иным объектам финансирования», - сказал Силуанов. Каких-либо изменений в пенсионной и налоговой конструкциях министр не упоминал, как и иных предложений Минфина по бюджетной консолидации.

В Минфине не верят в восстановление нефтяных цен, поэтому закладывают в параметры бюджета среднегодовую цену в $40 за баррель. Иначе логичнее было бы стимулировать экономический рост через бюджетные расходы. При неопределенности лучше сокращать ненефтегазовый дефицит - Минфин намерен к 2019 г. сократить его в два раза - с нынешних 9,1% до 4-5% ВВП, рассказал Силуанов.

Помимо траты резервных фондов в 2017 г. Минфин намерен финансировать дефицит заимствованиями - они вырастут в 4 раза с нынешних 300 млрд руб. до 1,29 трлн руб. в 2017 г. Оптимизм Минфина в части заимствований связан с профицитом ликвидности на денежном рынке (он возник из-за того, что Минфин начал тратить резервный фонд на покрытие дефицита) и с интересом иностранных инвесторов. «Считаем, что в будущем году может быть увеличена доля иностранцев, которые будут участвовать в покупке наших бумаг», - отметил Силуанов.

Резервы, несмотря на то что будут снижаться, останутся той подушкой безопасности, которая обеспечит нам исполнение обязательств при любых условиях, заверил Силуанов. Впрочем, согласно проектировкам бюджета, на которые ссылалось агентство Reuters, резервный фонд закончится уже в 2017 г., а из ФНБ Минфин планирует взять 783 млрд руб. в 2017 г., 883 млрд в 2018 г. и 87 млрд в 2019 г. В ФНБ на 1 июля было 4,68 трлн руб., из которых более 1,5 трлн руб. размещено в ВЭБе и других проектах. С учетом планов по финансированию дефицита в нем останется всего 500 млрд свободных рублей к 2019 г., пишет Reuters.