Чиновникам могут запретить покупать дорогой софт и арендовать мощные автомобили

Минфин предложил новые ограничения
Чиновников ограничат в автомобильной роскоши/ Е. Разумный/ Ведомости

Министры, их замы и директора департаментов не должны ни арендовать, ни брать в лизинг автомобили мощностью больше 200 лошадиных сил (л. с.), а остальные чиновники – довольствоваться машинами с двигателями 150 л. с. Эти же ограничения касаются и услуг такси. Такие изменения в действующие ограничения предлагает Минфин (копия проекта постановления есть у «Ведомостей»). Представитель Минфина подтвердил, что проект подготовлен.

Ограничить предложено также закупки программного обеспечения (офисные приложения, системы управления базами данных, управление бизнес-процессами и средства обеспечения информационной безопасности) и услуги связи. Постановление установит критерии, по которым оценивается товар, а конкретные ограничения должны установить органы власти, комментирует представитель Минфина.

С 2016 г. для чиновников нельзя закупать автомобили дороже 2,5 млн руб. и мощнее 200 л. с., смартфоны дороже 15 000 руб., а мебель из натуральной кожи положена только министрам и их замам, тогда как помощники и специалисты должны довольствоваться искусственной. Сразу после этого эксперты предположили, что министерства и ведомства легко смогут обойти ограничения – станут арендовать более дорогие и мощные автомобили. Минздрав, например, заявлял, что не закупает автомобили для чиновников, а пользуется услугами автомобильного комбината управления делами президента.

Запрещенный софт

Чиновникам с 1 января 2016 г. запрещено закупать иностранный софт – если органы государственной власти хотят купить иностранное ПО, то сначала должны свериться со специальным реестром отечественного ПО и убедиться, что там нет его аналогов. В 2015 г. госзаказ иностранного ПО составил 72 млрд руб. (77%), российского – 21,9 млрд руб. (23%), данные Мин­экономразвития.

Расширить ограничения поручил президент в декабре 2015 г., сообщает представитель Минфина, проект постановления обсуждался на общественном совете Минфина. В Минэкономразвития документ пока не поступал, сказал его представитель, но изначально при введении ограничений предполагалось, что номенклатура нормируемых товаров, работ, услуг будет постоянно расширяться. Минпромторг предлагал другой вариант – запретить государству закупать услуги такси у компаний, российская часть автопарка которых будет менее 20% к 2017 г.

Нововведения отсекают значительную долю популярных у чиновников автомобилей – больше 200 л. с. почти у всех автомобилей бизнес-класса и представительского класса Audi, Mercedes, BMW, рассуждает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Меньше может быть у Toyota Сamry, Volkswagen Passat и Ford Mondeo, добавляет он.

К нормированию программного обеспечения подошли непрофессионально, это чувствуется по предложенным критериям, считает гендиректор Cognitive Technologies Андрей Черногоров. Так, офисные приложения предлагается ранжировать по совместимости с межведомственным электронным документооборотом. Значит ли это, что министру нужна программа с доступом, а специалисту – без, спрашивает он. Разумным критерием было бы отсечение по стоимости годового владения на одно рабочее место (такой, но на весь срок службы установлен только для систем управления базами данных), считает Черногоров. Причем верхняя граница должна быть одинаковой для всех чиновников, более дорогое обеспечение должно быть положено не министру, а системному администратору, замечает Черногоров. Сейчас цены на офисные приложения могут составлять от нескольких тысяч (у Microsoft) до нуля (на открытом коде, например LibreOffice), а на системы электронного документооборота – от сотен до десятков тысяч рублей.