«Автодор» договорился сотрудничать с Shandong High-Speed

Такие же договоры готовятся еще с 20 китайскими компаниями
«Автодор» выбирает проект для работы с китайской Shandong High-Speed/ М. Стулов/ Ведомости

Автодор» и китайская инвестиционная группа Shandong High-Speed Group подписали меморандум о взаимопонимании и собираются выбрать проект для сотрудничества, сообщила госкомпания.

Рассматриваются, в частности, проекты, связанные с ЦКАД и М4 «Дон», говорил ранее председатель правления «Автодора» Сергей Кельбах (цитата по ТАСС). Ключевой составляющей договора станет софинансирование, Кельбах оценил возможную долю участия Китая в третьей секции ЦКАД в 25–31%.

Shandong High-Speed Group

Эксплуатирует 2800 км платных автомагистралей, еще 1170 км строится (инвестиции в них – $20 млрд), говорится в сообщении «Автодора». Стоимость активов в 2015 г. – $60 млрд, доходы – $10 млрд, прибыль до налогообложения – почти $1 млрд, собранная плата за проезд – $2 млрд. Реализует инфраструктурные проекты в 106 странах Азии, Европы и Африки.

В апреле конкурс на строительство третьего участка ЦКАД не состоялся, поскольку поступила одна заявка – от консорциума «Автодорожная строительная корпорация», в который входят ДСК «Автобан» и испанская Sacyr Concession. 28 апреля госкомпания сообщила, что подпишет соглашение с единственным участником. Понадобится 74,9 млрд руб., из них 42,2 млрд даст «Автодор», а 40% финансирования должен привлечь концессионер.

Хотя конкурсы по всем участкам ЦКАД проведены, у любого победителя есть право изменить акционерный капитал, чем они сейчас и занимаются, говорит сотрудник госкомпании.

Инвестиции китайских компаний в третью секцию ЦКАД рассматриваются, но только как один из вариантов, комментирует Роман Чураков из Herbert Smith Freehills, консультирующей «Автодор» на китайском рынке.

Это первая ласточка, аналогичные меморандумы готовятся и с другими китайскими компаниями, консультанты работают с 15–20, рассказал Чураков. «Автодор» сформирует перечень возможных проектов и предложит его с технико-экономическими показателями китайским инвесторам, с которыми подпишет соглашения. Те потенциальные китайские инвесторы, которые заинтересуются совокупностью юридических, технических и финансовых условий «Автодора» и с которыми будут проведены успешные переговоры, составят шорт-лист инвесторов, объясняет Чураков.

РФПИ обсуждает варианты сотрудничества с китайскими компаниями, включая Shandong High-Speed Group, как по проектам с ГК «Автодор», так и в другом формате, говорит представитель РФПИ.

Логично, что в первую очередь китайская сторона заинтересована в строительстве проектов, связанных с Китаем, говорит Евгений Мазур из «НЭО центра»: это «Новый Шелковый путь», который должен пройти по М11, через ЦКАД (дороги в ведении «Автодора»), далее по М7 (также планируется передать «Автодору»), далее через Казахстан в Китай. Возможно и сотрудничество «Автодора» с китайской компанией по заявленным проектам государственно-частного партнерства (ГЧП), в них китайская сторона могла бы выступить соинвестором, отмечает Мазур. На российском ГЧП-рынке с крупными инвесторами сейчас трудно, а у китайцев есть и опыт, и длинные деньги, заключает он.