Появились первые иностранцы, признанные банкротами в России

Но как будет работать процедура – неясно
Появились первые иностранцы, признанные банкротами в России/ Ведомости

В судах начинает формироваться практика, позволяющая признавать банкротами иностранцев. В июне Арбитражный суд Ямало-Ненецкого АО признал банкротом гражданку Украины Наталью Кузнецову по ее же просьбе из-за долга перед Старбанком в 1,5 млн руб. У нее есть вид на жительство в России и активы, отметил суд.

Еще одно решение касается гражданина Германии Аркадия Брискина. Признать его банкротом попросила «Гламин бизнес лтд». Брискин в 2010 г. выступил поручителем ЗАО «Гаражный комплекс «Пластик-2000» (он был его гендиректором) по кредиту в Промсвязьбанке, следует из решений судов. Позже Промсвязьбанк переуступил право требования компании «Ретананре трейдинг лимитед», а та – «Гламин бизнес лтд». Последняя не смогла получить от Брискина $17 млн и обратилась в суд.

Граждане банкроты

Процедура банкротства граждан заработала с октября 2015 г., больше всего их было в июне (см. график).

В феврале 2016 г. Арбитражный суд Москвы отказался признавать Брискина банкротом, так как он иностранец. Апелляционная инстанция согласилась, что российский закон о банкротстве не применяется к иностранцам. Но в начале июля Арбитражный суд Московского округа вернул дело на новое рассмотрение. Иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими, говорится в его решении, а суды не учли, что у Брискина есть недвижимость в России, он был зарегистрирован как индивидуальный предприниматель.

Суды предыдущих инстанций подошли формально, закон не запрещает банкротить иностранцев, считает Радик Лотфуллин из Nektorov, Saveliev & Partners. Пока рано говорить о формировании практики, осторожен арбитражный управляющий Евгений Семченко, нужно дождаться позиции экономической коллегии Верховного суда. Механизма банкротства иностранцев нет, рассуждает он: как будет работать процедура, что будет делать арбитражный управляющий, если у банкрота нет активов в России, а иностранные банки не захотят блокировать его счета. Что делать, если банкротство будет запущено в двух странах, а активы окажутся – в третьей – кому поступит выручка от их продажи, продолжает он.

Иностранцев можно признать банкротами в России, если они тесно связаны со страной (резиденты, налогоплательщики, предприниматели), считает представитель Сбербанка. На практику банка по кредитованию и принудительному взысканию решения судов радикально не повлияют, продолжает он. Пресс-служба ВТБ сообщила, что у банка не часто возникает необходимость возбуждать производство по делу о банкротстве в отношении иностранных граждан.