Внешэкономбанк заработает на госгарантиях

Минфин предлагает сделать госгарантии платными, деньги достанутся агенту – ВЭБу
Госгарантии предоставляются безвозмездно, хотя государство как гарант несет издержки/ Е. Разумный/ Ведомости

Предложения Минфина ухудшают условия предоставления госгарантий, говорит чиновник Минэкономразвития: нужно оценить, как они повлияют на спрос на этот вид господдержки. Сделать госгарантии платными – прекрасная идея, радуется Наталия Орлова из Альфа-банка: госгарантия – это возможность получить финансирование по более низкой ставке и в основном ею пользуются госкомпании и госкорпорации, увеличение стоимости ресурса лишит их этих преимуществ. По данным ФАС, доля государства в экономике составляет до 70%.

Госгарантия часто воспринимается банками как типовое обеспечение по кредитам, а бизнесом – как отсроченное бюджетное финансирование, пишет Минфин в «Основах долговой политики на 2017–2019 гг.»: все чаще банки пытаются решать проблемы токсичных активов, получив госгарантию при рефинансировании безнадежных долгов и переложив риски на бюджет.

Госгарантии предоставляются безвозмездно, хотя государство как гарант несет издержки, недоволен Минфин: являясь полноправным участником сделки, оно лишено возможности управлять предпринимательскими рисками. Но выход есть – нужно ужесточить правила выдачи госгарантий и сделать их платными, предлагает Минфин.

Издержки на администрирование госгарантий и мониторинг обязательств Минфин оценивает в миллиарды рублей. Делать это профессионально невозможно без привлечения за плату агента правительства, особенно если учесть масштабы гарантийной поддержки, пишет Минфин. Этим агентом может стать ВЭБ, говорит представитель Минфина, а заработать механизм может в 2017 г.

ВЭБ как единственный агент правительства с 2009 г. администрирует предоставление и сопровождение госгарантий, включая судебную защиту интересов гаранта, уточнил представитель ВЭБа. Введение платы призвано в том числе повысить ответственность бенефициаров и принципалов, отмечает он: гарантии, предоставляемые регионами, уже платные; администрирование будет предусматривать оценку финансового состояния заемщиков.

В 2016 г. госгарантии достигли 2,6 трлн руб., к концу 2019 г. они увеличатся до 3,1 трлн руб., подсчитал Минфин. В 2016 г. правительство поправками в бюджет увеличило госгарантии на 850 млрд руб. В 2017–2019 гг. планируется предоставить гарантии на 271,1 млрд, 215,9 млрд и 205 млрд руб. соответственно (включая гарантии в рублях и иностранной валюте в рублевом эквиваленте).

Основные выплаты по госгарантиям – за пределами трехлетки, пишет Минфин. Но к концу 2019 г. господдержка достигнет таких масштабов, что ее последствия – госдолг по условным обязательствам бюджета – станут важным фактором финансовой стабильности, предупреждает министерство: нужно переходить к более консервативной политике. Помимо платы Минфин предлагает набор мер: окончательно отказаться от гарантирования процентов по кредитам; предоставлять госгарантии на 100% обязательств только в исключительных случаях; усилить ответственность участников программы; не предоставлять индивидуальные гарантии и т. д.

По сути, Минфин хочет ограничить выдачу госгарантий, комментирует Виктор Никольский из S&P. Например, новая стратегия ВЭБа предполагает использование госгарантий по проектам с повышенными рисками, которые ВЭБ реализует в интересах государства, напоминает он. Минфин же предлагает ужесточить отбор проектов и заемщиков и критикует предоставление гарантийной поддержки «планово-убыточным проектам» и финансово-неэффективным предприятиям, констатирует Никольский.

Правительство в декабре предоставило 548 млрд руб. ($9 млрд) гарантий по проблемным кредитам ВЭБа, сообщал Bloomberg.