Население все больше зависит от выплат из бюджета

19% доходов россиян приходится на социальные выплаты – это исторический рекорд
Реальные доходы населения снижаются три года подряд, за этот период бюджетные выплаты, несмотря на рост их доли в структуре доходов, поддержки уровню жизни россиян не оказали/ Е. Разумный/ Ведомости

Доходы россиян все больше зависят от социальных выплат. В 2016 г. из каждых 100 руб. своего дохода среднестатистический россиянин 19 руб. получил от государства – это исторический рекорд. И это не считая того, что государство является крупнейшим работодателем – в госсекторе занято более четверти работающего населения (без учета госкомпаний).

В 2000–2008 гг. удельный вес социальных выплат в доходах населения колебался в пределах 11–15%, в среднем составив 13,4%; в 2010 г. эта доля резко выросла из-за масштабного повышения пенсий и с тех пор лишь увеличивалась (за исключением 2014 г.). Исходя из данных Росстата, с того же 2010 года она устойчиво превышает аналогичный показатель СССР: при социализме эта доля составляла порядка 15%.

Денег нет

Рост доли бюджетных средств в доходах граждан происходил в основном за счет вытеснения другого источника доходов – от предпринимательской деятельности (см. график). За 17 лет, с 2000 г., доля доходов от предпринимательской деятельности сократилась вдвое при росте на 40% доли социальных выплат. В 2016 г. влияние предпринимательских доходов продолжило сокращаться. Вклад основного источника доходов – зарплат, включая скрытые, – в 2016 г. сократился третий год подряд, хотя и ненамного по сравнению со средними за последние 10 лет 66%.

Реальные доходы населения снижаются три года подряд, за этот период бюджетные выплаты, несмотря на рост их доли в структуре доходов, поддержки уровню жизни россиян не оказали. Даже наоборот, способствовали его снижению из-за отмены или ограничения индексаций по причине кризиса и вызванных им бюджетных проблем. Так, реальный рост пенсий по итогам 2014 г. замедлился почти до нуля, в 2015–2016 гг. пенсии в реальном выражении падали на 3,8 и 3,4% соответственно. Сокращение пенсий почти нивелировало результаты валоризации – размер пенсий в сопоставлении с прожиточным минимумом пенсионера снизился до 1,5, приблизившись к уровню, предшествовавшему масштабному повышению пенсионных выплат в 2010 г. (1,4; пик 2012 г. – 1,7). По расчетам Всемирного банка, спад реальных доходов населения 2014 г. (на 0,5%) полностью обусловлен пособиями и зарплатами госсектора (зарплаты в рыночном секторе в тот год помогли доходам не упасть еще сильнее), в 2015 г. негативный вклад госбюджета в доходы обусловил примерно треть от их снижения на 4,1%. В 2012–2013 гг., напротив, рост реальных доходов населения примерно наполовину был поддержан растущими зарплатами в госсекторе и пособиями.

В сравнении с 2013 г. реальные располагаемые денежные доходы населения сократились, по расчетам РАНХиГС, на 9,5%, пенсии в реальном выражении – на 7,2%, реальные зарплаты – на 7,4%.

Рекордная доля бюджетных выплат в доходах 2016 г. не сопровождалась снижением неравенства, оно, по данным Росстата, осталось на уровне 2015 г. Число живущих за чертой бедности (имеющих доход ниже прожиточного минимума) возросло с 15,5 млн человек (10,8% населения) в 2013 г. до 20,3 млн (13,9% населения) в январе – сентябре 2016 г. Уровень субъективной бедности выше: сами себя бедными считают 21% российских семей – столько домохозяйств, отмечают в обзоре эксперты РАНХиГС, сообщили о том, что денег им хватает только на еду или не хватает даже на нее, более чем в половине регионов таких семей еще больше.

Бедные люди

В период экономического роста 2000–2008 гг. основным фактором сокращения бедности в России были трудовые доходы: по оценкам Всемирного банка, почти 60% людей, перешедших за этот период в категорию экономически защищенного населения (с доходом не менее $10 в день по паритету покупательной способности; в России число таких людей к 2008 г. возросло с 25 до 60% населения), сделали это благодаря росту зарплат и занятости и только 25% – за счет повышения пенсий и социальных выплат. После 2008 г., наоборот, почти две трети таких переходов опирались на социальные пособия.

Если в среднем в доходах россиян доля госвыплат почти достигла 20%, то доходы 40% населения зависят от них на 50–60%, посчитал Всемирный банк. Его эксперты саму социальную помощь считают крайне малоэффективной: только 15% расходов на соцподдержку предполагают какую-либо проверку уровня нуждаемости, беднейшие 20% населения получают лишь четверть всех направленных на социальную поддержку ресурсов.

Среди 40% россиян с наименьшими доходами наибольшую долю – более четверти – занимают женщины старше 55 лет, посчитал Всемирный банк (см. график). Как правило, они экономически неактивны и живут на пенсию. В то же время среди 40% россиян с наименьшими доходами у женщин-пенсионерок доходы самые высокие: законодательство защищает пенсионеров, размер их пенсий не может быть ниже прожиточного минимума. Одна из самых социально незащищенных групп с высоким риском бедности – люди 29–44 лет с детьми, среди 40% наименее доходных россиян они составляют почти четверть. Обычно это люди со средним профессиональным образованием, занятые в промышленности, строительстве, транспорте, сфере торговли и услуг. В этой группе высока самозанятость и неформальная занятость. Еще одна группа риска – низкоквалифицированные рабочие 40–59 лет, это почти каждый пятый среди 40% россиян с наименьшими доходами. У этой группы повышенный риск безработицы или неформальной занятости, а значит, и перехода за черту бедности, считает Всемирный банк.

Россияне отводят государству ключевую роль в защите населения от экономических проблем и обеспечения дальнейшего роста доходов, но теперь государству вряд ли удастся эти ожидания оправдывать, заключают эксперты Всемирного банка: влияние факторов, вынуждающих сокращать или реструктурировать государственные расходы, нарастает, а возможности получения более высоких доходов в частном секторе сокращаются. В 2008–2014 гг. на каждые девять созданных в экономике рабочих мест приходилось 10 ликвидированных; по отраслям чистый прирост рабочих мест показали только торговля, финансовые услуги и сектор госуправления (включая оборону). Источником занятости для людей становится неформальный сектор. Но из-за роста неформальной занятости снизится охват системой пенсионного страхования: будет расти число граждан, не соответствующих требованиям для назначения полной пенсии по старости, которым придется рассчитывать лишь на социальную пенсию, полагают во Всемирном банке.