Путин передал Росстат Минэкономразвития

Качество статистики вырастет, радуются чиновники; независимость данных под угрозой, единодушны эксперты
Министр экономического развития Максим Орешкин/ Е. Разумный/ Ведомости

Президент Владимир Путин передал Росстат в ведение Минэкономразвития, следует из опубликованного на сайте указа. Одновременно с этим президент исключил Росстат из числа ведомств, которыми руководит правительство.

В конце марта министр экономического развития Максим Орешкин выражал недовольство качеством работы статистического ведомства. «В начале года возникли частые переносы сроков публикации, текущие оценки не всегда базируются на реальных отчетных данных», – критиковал он новую методологию Росстата: «данные за февраль нерепрезентативны».

Что дальше

За ближайшие 4 месяца Минэкономразвития разработает новую стратегию развития российской статистики до 2024 г., говорится в комментарии Орешкина, распространенном его пресс-службой. Она будет разрабатываться открыто, совместно с экспертным сообществом, опираясь на лучшие международные методики, обещает он: никаких изменений в работе Росстата до выработки этой стратегии не планируется. Независимость методологии и оценок Росстата закреплены законом.

По словам Орешкина, основные задачи - повысить качество статистических данных и их открытость, выйти на более высокий уровень доверия общества к статистике, снизить нагрузку на предприятия в части статистической отчетности. Этого можно добиться, по его мнению, с помощью новых информационных технологий, внедрения методов анализа больших данных, взаимоувязки системы статистического учета с другими крупными агрегаторами данных, такими как, например, Банк России и ФНС России.

Чиновник Минэкономразвития объясняет проблемами с Росстатом задержку представления в Минфин и правительство уточненного макропрогноза. Росстат постоянно меняет данные и сейчас собирается еще раз изменить динамические ряды, говорил он: поэтому сроки подготовки прогноза сдвинуты на первую половину апреля.

С 2017 г. Росстат перешел на новый классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) и на новый классификатор продукции (ОКПД2). Это полные аналоги классификаторов, используемых статслужбами Европейского экономического сообщества. Переход на новые классификаторы сопровождался уточнением данных за 2016 г., а для сопоставимости были пересчитаны и данные за 2015 г. Вместе с тем Росстат не пересчитал данные за предыдущие годы, что делает их несопоставимыми с данными 2015–2016 гг., а значит, их нельзя использовать для прогнозирования.

Росстат настаивал на переходе на новый классификатор раньше, говорил в интервью «Ведомостям» его руководитель Александр Суринов: просто некоторые ведомства не успели подготовиться и правительство продлило срок. «Мы довольно поздно перешли на новый классификатор, и нас эта ситуация не могла не беспокоить, потому что экономика России была описана не тем языком, каким описаны экономики других стран», - признавал он.

Росстату нужен грамотный управленец, который займется техническим перевооружением службы, указывает федеральный чиновник. При этом он уверяет, что у правительства «нет нужды подкручивать статистику». Независимость данных ведомства останется незыблемой, уверяет он.

История и перспективы Росстата

За последние 15 лет Росстат уже несколько раз переходил из подчинения правительству в подчинение Министерству экономического развития и обратно. Так, в 2004 г. он перешел от правительства к тогдашнему МЭРТу (Министерству экономического развития и торговли), но меньше чем через три месяца премьер Михаил Фрадков переподчинил Росстат напрямую себе. В ходе административной реформы ведомство в 2008 г. снова перешло под контроль Минэкономразвития, а с 2012 г. снова подчиняется правительству. Предыдущее переподчинение стоило должности бывшему руководителю статслужбы Владимиру Соколину (занимал эту должность 11 лет).

Очень мало стран, где статистика подчинена президенту или парламенту, в основном – какому-либо министерству: в Дании – министерству социального развития, в США – министерству коммерции, а во Франции – министерству экономики, говорил Суринов. Как правило, в таких случаях за министерством закрепляется нормативно-правовое регулирование, объяснял он: а вся текущая работа – сбор данных, обработка, представление – не меняется. Независимость нашей методологии, оценок, права на комментарий и т. д. – все это соответствует основополагающим принципам статистики и закреплено в законе, уверял он.

Неизвестно, будет ли министерство бережно, квалифицированно и ответственно обращаться со статслужбой, коллектив которой разрушить легко, а заменить при всех недостатках нечем, беспокоится заведующий лабораторией исследования проблем инфляции и экономического роста ВШЭ Владимир Бессонов: «Опасаюсь, что кто-нибудь начнет махать шашкой и указывать Росстату, как считать».

Даже если мотивирующим фактором передачи Росстата выступает низкое качество публикуемых ведомством данных, статистических неточностей и злоупотреблений вокруг меньше не станет, а вот проверять их станет труднее, констатирует декан факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге Максим Буев. Требуется повышать независимость Росстата, считает директор Института стратегического анализа компании «ФБК Grant Thornton» Игорь Николаев: если нам нужно реальное понимание того, что происходит в экономике, а не «правильные» цифры. Комиссия ОЭСР, проводившая проверку Росстата в 2011 г., рекомендовала вывести статслужбу из зависимого положения от Минэкономразвития, и тогда это пожелание было учтено.

Переподчинение Росстата произошло в рекордно короткие сроки, указывает федеральный чиновник: в прошлые разы на волокиту уходило много времени, сейчас всего месяц.