Американская мечта уходит в прошлое

Большинство американцев теперь работают на крупные компании, а не в малом бизнесе
Масштаб часто позволяет компаниям работать более эффективно/ Thomas Peter/ Reuters

Многие десятилетия США позиционировали себя как страну предпринимателей и малого бизнеса. Президенты и политики до сих пор используют этот имидж, для чего в прошлом были все основания. Но сегодня США стали страной крупных, нередко очень больших компаний.

Если с конца 1970-х по конец 1990-х гг. большинство американцев работало в компаниях менее чем со 100 сотрудниками, то в последние годы – в основном в компаниях более чем с 2500 сотрудниками. В 2014 г. более четверти трудилось в компаниях со штатом более 10 000 человек. На крупные компании приходится и львиная доля продаж.

Масштаб часто позволяет компаниям работать более эффективно. Но масштаб порождает масштаб – крупным ритейлерам и производителям нужны крупные дистрибуторы и поставщики. Со временем, по словам экспертов, экономике требуются новые, активно действующие компании, которые конкурировали бы с корпорациями. Но теперь они появляются реже: малые предприятия часто разоряются или покупаются гигантами.

В части отраслей тренд особенно заметен. В 1980 г. у большинства ритейлеров было менее 100 сотрудников, но появление огромных магазинов изменило это. Даже в секторе услуг, где по-прежнему преобладают небольшие рестораны и заведения, крупные компании быстро увеличивают число сотрудников. То же самое происходит в финансовом секторе.

В некоторых отраслях, правда, произошло обратное. В производственном секторе средние и особенно крупные компании сократили число сотрудников. В строительной отрасли большинство людей продолжают работать в мелких компаниях. Но секторы, в которых небольшие компании доминируют, сами относительно невелики по числу сотрудников, и доля работающих в них снижается. В отраслях, где число рабочих мест значительно выросло, преобладают крупные компании. И это сказывается на доходах американцев.

Много лет сотрудники крупных компаний зарабатывали больше, чем люди на тех же позициях в небольших фирмах. Это по-прежнему верно, но уже не в такой степени. Причем в небольших компаниях (от 100 до 1000 человек) доходы росли примерно одинаковыми темпами у большинства сотрудников, показало совместное исследование специалистов Стэнфордского и других университетов. В то же время в крупных компаниях (от 10 000 человек) быстрее всего росли доходы у 10% наиболее высокооплачиваемых сотрудников. В прошлом заработанное крупной компанией распределялось более равномерно среди всех ее сотрудников, указывает Николас Блум, экономист Стэнфордского университета.

Во многих отраслях крупнейшие игроки увеличили долю выручки по сравнению с началом 2000-х гг., показал проведенный WSJ анализ данных Бюро переписи населения. В некоторых случаях рыночная доля четырех ведущих компаний выросла более чем на 15 п. п.

Новые компании не возникают так часто, как в прошлом, и не создают много рабочих мест. Число появляющихся ежегодно новых фирм стабилизировалось, а создаваемых ими рабочих мест – сократилось. Такое сочетание может вызвать проблемы в долгосрочной перспективе, считает экономист Brookings Institution Иэн Хэтэуэй. Концентрация продаж и прибыли может негативно отразиться на конкуренции. «Я больше обеспокоен тем, что прибыль [крупных компаний] растет, – говорит он. – По-моему, это означает, что сейчас они будто окружили себя рвом с водой и чувствуют себя защищенными».

Перевел Алексей Невельский