Экспортеров проконтролируют без паспорта сделки

Бюрократическая нагрузка сильно не сократится, опасается бизнес
Экспортеров проконтролируют без паспорта / Андрей Махонин/ Ведомости

Центробанк хочет освободить экспортеров от необходимости оформлять паспорта сделок, заявила председатель регулятора Эльвира Набиуллина. Сейчас российские компании должны предоставлять документы и данные, связанные с валютными операциями, если они превышают $50 000. В 2016 г. предприниматели попросили президента Владимира Путина удвоить сумму. Но Минфин и ЦБ предложили поднять ее только до $75 000. На прошлой неделе на встрече Путина с предпринимателями гендиректор производителя зубной пасты Splatt Евгений Демин пожаловался, что такое повышение не сильно снизит нагрузку на экспортеров. Путин с ним согласился и попрекнул министра финансов Антона Силуанова: «Антон, $75 000 – это ни о чем». Силуанов тогда обещал рассмотреть вопрос.

Но в понедельник Демин уже на коллегии Минэкономразвития предложил вообще не поднимать порог, а переложить ответственность за формирование паспортов с экспортеров на банки, обслуживающие сделки. Набиуллина идею поддержала. «При подготовке плана действий правительства по экспорту все решили, что более системным решением будет не изменение порогов, а переход на более современный способ валютного контроля», – объясняет замминистра экономического развития Станислав Воскресенский.

Вопрос обсуждался с ЦБ и экспортерами с начала года, рассказывает предприниматель, участвующий в обсуждении. Нужно установить тотальный цифровой контроль, не вовлекая в него экспортера, он ничего не должен заполнять, поясняет собеседник «Ведомостей»: банки, ФНС и ФТС уже обмениваются необходимыми данными. Но удивительно, что Набиуллина так быстро приняла решение, замечает он, банкам нужно время, чтобы подстроить свои технологии. Как будет выглядеть новый механизм валютного контроля, представитель ЦБ не пояснил, рассматриваются варианты его либерализации для снижения нагрузки на экспортеров.

Сейчас сделки проводятся так: валюта приходит на транзитный валютный счет, затем банк уведомляет клиента об ее поступлении, тот открывает паспорт сделки (это можно сделать и до получения денег) и дает банку документы для проведения операции (например, акт или счет) и только потом банк переводит деньги с транзитного счета на текущий, описывает партнер Orient Partners Александр Карпухин. В паспорте сделки указаны все параметры поставки, ее сроки и сумма. Его оформляет банк, а затем передает данные о нем в ФТС и ФНС.

Слабое место

Самое слабое место России в рейтинге Doing Business – международная торговля (документация на экспорт и импорт). В последнем рейтинге Россия опустилась со 155-го на 170-е место – так низко она еще никогда не была. В странах ОЭСР на оформление документов уходит не больше пяти часов и $36, а в России – 43 часа и $500.

Отмена паспортов сделок не избавляет компании от формальностей валютного контроля, предупреждает партнер «Пепеляев групп» Иван Хаменушко. Сейчас даже по сделкам меньше $50 000 приходится предоставлять в банк справку о валютных операциях и документы, подтверждающие их, говорит Карпухин. Экспортерам по-прежнему придется работать с банком, но без паспортов банки лишатся комиссии за их открытие и ведение, жалуется юрист среднего российского банка. Например, Сбербанк берет за открытие и закрытие одного паспорта сделки 1000 руб. с учетом НДС, следует из данных с его сайта. Что плохого в том, что экспортеров освободят от лишних трат на дополнительные банковские услуги, спорит советник по таможенным вопросам компании Nawinia Марина Лякишева.

Контроль только усилится, предупреждает партнер Tertychny Agabalyan Иван Тертычный: экспортеру придется объяснять, почему вовремя не пришли деньги, не менеджеру банка, а налоговому инспектору. Банк был заинтересован в том, чтобы упрощать работу клиента, напоминал о просрочке по сделке, согласен сотрудник крупного производителя массовых товаров, а без данных о сроках сделки не ясно, как налоговики будут проводить контроль. Данных у банка достаточно, спорит главный бухгалтер Splatt Ольга Шабанова: экспортер предоставляет в банк копию контракта, документы, в которых указаны отгрузки за месяц и ожидаемые даты поступлений валютной выручки. С этими документами банк может сверить фактическое поступление платежей, считает она. Но вырастет нагрузка на банки, опасается юрист крупного банка.

Проблема не в обилии документов, а в штрафах, спорит сотрудник крупной компании: даже если выручка пришла, но с опозданием, штраф составляет 75–100% от ее суммы. В каждом втором случае бизнес сталкивается с претензиями, говорит Тертычный. Открыть паспорт сделки и поддерживать его несложно и недорого – с проблемами и большими расходами сталкиваются компании с постоянными экспортными поставками, они благодаря этой идее смогут сэкономить на комиссиях, говорит Карпухин, остальные формальности мера не отменяет и выглядит скорее как красивое заявление.