Реальная безработица в еврозоне намного выше официальной

ЕЦБ оценивает ее в 15–18%, если расширить определение безработных
Из-за большого количества желающих, но не имеющих возможности работать оставшимся сложно рассчитывать на повышение зарплат/ Christophe Ena/ AP

Состояние рынка труда в еврозоне намного хуже, чем показывают официальные цифры, говорится в докладе Европейского центрального банка (ЕЦБ). По его оценкам, 15-18% людей в регионе не имеют работы или хотели бы работать больше; это почти вдвое выше официального уровня безработицы. Исследование проливает свет на структурные проблемы рынка труда еврозоны, из-за которых особенно страдают периферийные страны блока и молодые люди. Кроме того, неполная занятость не позволяет работникам рассчитывать на рост оплаты труда.

Официальная безработица сейчас – 9,5%. Это самое низкое значение за семь лет, со времени финансового кризиса в регионе было создано 5 млн рабочих мест. Тем не менее исследование ЕЦБ заставляет усомниться в качестве этих рабочих мест и показывает, что официальная статистика дает неверную картину о состоянии рынка труда.

Кого учитывать

В докладе ЕЦБ приводится более широкое определение безработицы. Оно включает потенциальных работников, разочарованных отсутствием подходящих вакансий, и тех, кого не устраивает их неполная занятость. В Европе проблема недооценки безработицы особенно актуальна, поскольку Статистическое управление Евросоюза (Eurostat) использует узкое определение. Оно считает безработными тех, кто не имеет работы, но активно ее ищет и готов приступить к ней в течение двух недель.

Как показало исследование, 3,5% людей трудоспособного возраста в еврозоне «слабо привязаны к рынку труда». В эту категорию входят те, кто разочаровался в возможности найти подходящую работу, и те, кто активно ее ищет, но не сможет начать работать в течение двух недель (об определениях безработицы – см. врез). Доля людей с неполной занятостью, но желавших бы работать больше составляет 3% от трудоспособного населения. Их число совсем немного уменьшилось за последние два года. Если объединить эти цифры с более широким понятием безработицы, используемым в США и странах ОЭСР, то получится 18%. Но специалисты ЕЦБ предупреждают в своем исследовании: нужно сделать дополнительные поправки в вычислениях, и тогда оценка этого показателя для еврозоны окажется на уровне 15% в IV квартале 2016 г.

Из-за большого числа безработных и желающих больше работать людей остальные вряд ли смогут добиться повышения своих зарплат, утверждает старший экономист ING Берт Колийн. Особенно это касается тех стран, где треть населения – безработные в широком смысле этого понятия, отмечает он. По оценкам Колийна, в Италии совокупное число работающих на неполную ставку и безработных превышает 30%.

Неполная занятость также важна для центробанков, которые видят в более быстром росте зарплат важный предвестник ускорения инфляции, ведь они обязаны ее контролировать. Но исследование позволяет предположить, что ЕЦБ придется еще ждать какое-то время, прежде чем рост зарплат в регионе ускорится. Также из-за низкой инфляции ЕЦБ вынужден удерживать процентные ставки на рекордно низком уровне.

Еврозона – не единственный регион, где рост занятости не спровоцировал повышение заработков. В США, Великобритании и Японии безработица еще ниже, однако эти страны испытывают те же проблемы. Согласно одной теории, из-за глобализации и технологического прогресса у работников теперь меньше возможностей договориться о прибавке к зарплате. «Рынок труда стал более поляризован. Значительная доля людей имеет не требующую высокой квалификации работу, и им сложно рассчитывать на рост зарплаты», – говорит Стефано Скарпетта из Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

В еврозоне официальная безработица быстро снизилась с 12,1% на пике в марте 2013 г. Но ситуация с неполной занятостью улучшилась не так сильно, а во Франции и Италии число людей, работающих на неполную ставку, и вовсе увеличилось. «Все больше молодых людей просто остаются у себя дома и не вовлечены в жизнь общества», – отмечает Микеле Фонтефранческо, антрополог и мэр небольшого итальянского города Лу, изучавший безработицу среди молодежи в Пьемонте. «Это уже не вопрос одной лишь подготовки: люди так долго были без работы, что им не хватает социальных связей. Если они не способны взаимодействовать и сотрудничать с другими людьми и путешествовать, то оказываются за пределами рынка труда», – говорит он.

В США тоже есть показатель безработицы, похожий на тот, что использован в исследовании ЕЦБ. На пике в 2010 г. он достиг 17%, но теперь близок к докризисному уровню и равен 9,2%. Официальный уровень безработицы в США в апреле составил 4,4%.

Перевел Алексей Невельский