Китай уменьшил инвестиции в новый «Шелковый путь»

Некоторые госкомпании жалуются на неприбыльность проектов
С начала 2017 года прямые иностранные инвестиции Китая в страны, участвующие в проекте «Один пояс, один путь», сократились на 18%/ Greg Baker/ AP

Инвестиции в громкий проект председателя КНР Си Цзиньпина «Один пояс, один путь» снизились в 2016 г., свидетельствуют несколько показателей. Это вызывает сомнения о готовности коммерческих предприятий вкладывать деньги в стратегию, преследующую не только экономические, но и геополитические цели.

Лидеры 28 государств соберутся в выходные в Пекине на конференции, посвященной этой инициативе, включающей создание двух транспортных коридоров – «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI в.». Впервые она была предложена в 2013 г. и подразумевает строительство сети автомобильных и железных дорог, портов, трубопроводов для транспортировки топлива, электростанций на маршрутах, соединяющих Китай с Юго-Восточной и Центральной Азией, Ближним Востоком, Африкой и Европой. Также новый «Шелковый путь» занял центральное место в экономической дипломатии Пекина и стал предметом его пропаганды. Но некоторые данные позволяют предположить, что шумиха вокруг инициативы, возможно, преувеличена.

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) Китая в страны, являющиеся частью проекта «Один пояс, один путь», снизились на 2% в 2016 г. и еще на 18% в годовом выражении с начала 2017 г., по данным министерства торговли. Нефинансовые ПИИ в эти 53 страны составили $14,5 млрд в 2016 г. – всего 9% от общего объема ПИИ Китая. Причем объем этот вырос в прошлом году на 40% до рекордного уровня, что заставило китайских регуляторов ограничивать зарубежную активность местных компаний и отток капитала. Кроме того, географическое распределении ПИИ, связанных с инициативой, заставляет усомниться в том, как много денег идет на инфраструктуру. Так, больше всего инвестиций в 2016 г. получил Сингапур, имеющий хорошо развитую инфраструктуру.

«При крупных инвестициях, особенного за рубеж, цифры необязательно будут расти каждый год», – говорит Сяо Яцин, председатель Комитета по контролю и управлению государственным имуществом Китая (SASAC). Нужно смотреть не на рост инвестиций в годовом выражении, а на развитие самих проектов, утверждает он. Поэтому Сяо выразил уверенность, что в долгосрочной перспективе инвестиции в страны «Шелкового пути» вырастут. По данным SASAC, в 1676 проектов в этих странах вовлечены 47 китайских госкомпаний.

Но в частном порядке некоторые банкиры и представители государственных предприятий жалуются, что правительство заставляет их принимать участие в неприбыльных проектах. «Многие госкомпании сейчас на этом зациклены: государство принуждает нас делать то, что мы не хотим», – утверждает недавно вышедший на пенсию топ-менеджер одной из крупных госкомпаний.

Помимо ПИИ важной частью инициативы является и трансграничное банковское кредитование. Но выданные China Development Bank (CDB) займы снизились на $1 млрд до $110 млрд в 2016 г., согласно информации на его сайте. Доля займов CDB, пришедшаяся на страны «Шелкового пути», в 2014 г. составила максимальные 41%, но затем сократилась до 33% в 2016 г. CDB не ответил на запрос о комментарии.

Китайские эксперты настаивают, что эти цифры не отражают полную картину. По словам Цзя Цзиньцзина из Чунъянского института финансовых исследований при Народном университете Китая, большинство китайских ПИИ проходят через другие страны, прежде чем достигают своего конечного назначения; это делает данные министерства торговли ненадежным инструментом оценки инвестиций в страны «Шелкового пути». «Чтобы оценить их, нужно посмотреть на то, сколько стран подписали меморандум о договоренности участвовать в инициативе «Один пояс, один путь» и сколько глав государств или других важных гостей и делегаций посетят саммит. Вот что самое главное», – говорит Цзя.

Перевел Алексей Невельский