«Большой брат» будет следить за иностранными компаниями в Китае

Пекин разворачивает крупнейшую в мире IT-систему мониторинга и оценки деятельности корпораций
«Право собственности на данные помогает автократическим системам», – признают западные эксперты/ Yu Fangping / Zuma / TASS

Всевидящее око китайского государства обратилось на бизнес. КНР уже развивает масштабную IT-систему контроля за поведением частных лиц. Гораздо меньше внимания пока привлек другой проект Пекина – использование анализа больших данных для построения самой масштабной в мире системы надзора и контроля за компаниями.

«Авторитаризмом на базе IT» назвал этот проект китайского госкапитализма немецкий исследовательский центр Mercator Institute for China Studies.

Иностранным компаниям пора привыкать к повышенному вниманию, предупреждает Mercator Institute в своем новом докладе. Многие из них попадают в так называемую «систему социальных кредитов», предназначенную для обеспечения соответствия деятельности участников не только законодательству в области экологии или производственной безопасности, но и долгосрочным государственным планам развития промышленности.

Основа системы будет развернута уже к 2020 г. По мере ее усложнения она начнет ставить оценки корпорациям на основе данных, полученных из различных источников, – от камер видеонаблюдения до платформ электронной торговли. Тем, кто получит низкие оценки, могут повысить ставки налогов, стоимость кредитования, ограничить доступ к инвестиционным возможностям.

Либеральный порядок мировой торговли никогда ранее не сталкивался с подобными вызовами, и иностранные инвесторы сейчас только пытаются оценить возможные последствия. «Право собственности на данные помогает автократическим системам», - говорит Йорг Вуттке, уходящий президент Европейской торговой палаты в КНР.

Администрация президента США Дональда Трампа сосредоточена на традиционных угрозах для торговли. Министр торговли США Уилбур Росс недавно назвал «подвигом Геракла» новое торговое соглашение между США и КНР, открывающее китайский рынок для американской говядины, сжиженного природного газа и определенных финансовых институтов.

Однако реальная проблема для иностранных компаний лежит совсем не там. Несмотря на обещания позволить рынку играть более важную роль в развитии китайской экономики, председатель КНР Си Цзиньпин проводит курс на усиление командно-административной системы в промышленности.

Ссылаясь на интересы национальной безопасности, власти КНР выдавливают иностранных поставщиков технологий из ключевых инфраструктурных проектов, таких как банковские сети. План «Сделано в Китае 2025» предусматривает замену иностранных технологий китайскими в отраслях от искусственного интеллекта до робототехники и полупроводников. Не допущены в КНР и медиагиганты из США.

Враждебность по отношению к транснациональным корпорациям растет, что может быть свидетельством сворачивания экономической политики открытых дверей, инициированной Дэн Сяопином. Власти намерены следить за тем, как активно они поддержат проект Си по превращению КНР в «промышленную сверхдержаву». Принудить их к этому должен будет механизм поощрений и наказаний в рамках системы социальных кредитов.

Видеть в планах Пекина лишь очередную антиутопию в духе Оруэлла было бы ошибкой. Мошенничества и производство подделок – проклятие китайского рынка. Эффективное использование данных поможет сделать рынок более цивилизованным и вернуть доверие потребителей.

Кроме того, сбор большего количества данных поможет обеспечить исполнение требований экологического законодательства: датчики в трубах определят тех, кто превышает нормы вредных выбросов, а умные счетчики отследят потребление электроэнергии сверх разрешенного количества. Видеорегистраторы на грузовиках помогут найти водителей-лихачей. Данные торговых онлайн-платформ укажут на сбои в обслуживании клиентов и обработке платежей.

Большие данные позволят отследить нарушения в режиме реального времени и немедленно понизить рейтинг нарушителя. Однако такая система может оказаться и губительной. В конце концов китайские и иностранные компании, следящие за своими рейтингами, скорее всего, подчинятся целям, поставленным властями КНР, независимо от их коммерческого смысла, полагают эксперты Mercator. Например, автопроизводители уже испытывают давление: квоты на объем производства принуждают их наращивать инвестиции в экологически чистые транспортные средства.

Доклад Mercator, основанный на находящихся в открытом доступе документах, прогнозирует, что система социальных кредитов «может стать мощным, основанным на больших данных инструментом мониторинга, оценки и направления деятельности ее участников в сторону, определенную политиками».

Чрезмерное регулирование рискует нарушить хрупкий баланс между государственным контролем и коммерческой деятельностью компаний, способствующий развитию инноваций. Есть и опасения, связанные с защитой интеллектуальной собственности. В распоряжении властей КНР, открыто выступающих за выращивание национальных и подконтрольных государству компаний-лидеров, рано или поздно окажется информация об их иностранных конкурентах, являющаяся коммерческой тайной.

Наконец, неизвестно, как будут составляться рейтинги. Подозрений в предвзятости по отношению к иностранным компаниям будет трудно избежать. В Национальной комиссии по развитию и реформам КНР, курирующей проект, отказались от комментариев.

В такой ситуации иностранные игроки на самых стремительно растущих китайских рынках технологий и потребительских товаров вскоре будут вынуждены постоянно оглядываться на меняющиеся цифры их оценок и рейтингов. Когда регулятором станет «Большой брат», их успех будет зависеть от невидимых глаз и загадочных алгоритмов.

Перевела Надежда Беличенко