Реформа госконтроля не избавляет бизнес от дорогих требований

Нужно менять модель контроля, призывает омбудсмен Борис Титов
Госконтроль реформируют уже несколько лет, но он по-прежнему недостаточно эффективен/ Евгений Разумный/ Ведомости

Госконтроль реформируют уже несколько лет, но он по-прежнему недостаточно эффективен, пишет бизнес-омбудсмен Борис Титов в докладе президенту. В России действует больше 2 млн обязательных требований – бизнесу они обходятся почти в 6% ВВП, а государству контроль за их соблюдением – в 1,5%. Только расходы на подготовку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение превышают 40 млрд руб. в год.

В некоторых сферах нужно изменить модель контроля – например, в сфере экологии, строительства, ветеринарного надзора, перечисляет Титов. Так, производители рыбной продукции должны оплачивать лабораторные исследования и ветеринарную сертификацию каждой партии. Ежегодно издержки достигают 4,5 млрд руб., приводит оценки производителей Титов, из них в 4 млрд руб. обходится простой судов в портах из-за досмотра на каждом этапе. В других странах проверяют сразу на месте вылова рыбы, пишет Титов.

Не решает проблему и риск-ориентированный подход: применяется при пожарном, санитарном контроле, надзоре в сфере связи. Правительство уже согласилось распространить его на 90% видов контроля (еще на 33 вида, например, земельный, жилищный). Но пока число проверок не сокращается, говорится в докладе. По данным Минэкономразвития, в 2016 г. их насчитывалось около 2 млн, но, по мнению опрошенного малого и среднего бизнеса, – почти 10 млн. 56,1% из них отметили рост нагрузки и только 5,1% – ее снижение. Статистика учитывает только плановые и внеплановые проверки, говорит представитель Минэкономразвития. Но часто административные дела возбуждаются без проверок, например после рейдов. В 2015 г. к ответственности была привлечена каждая 10-я компания, а штрафы превысили 44 млрд руб.

Проблема квазипроверок существует, подтверждает вице-президент РСПП Александр Варварин, нужно регулировать основания их проведения, в том числе не допускать подмену проверки возбуждением дел. Сейчас контролер при получении жалобы может назначить проверку или сразу возбудить дело, говорит он, но проверку нужно согласовать с прокуратурой, поэтому многие выбирают второй вариант. Минэкономразвития уже предложило регламентировать все виды проверок.

Решить проблему может ускоренный переход на обязательное использование единого реестра проверок всеми контролерами, говорится в докладе. В нем должны учитываться не только плановые и внеплановые проверки, но и рейды, контрольные закупки, предупреждения.

Сокращение числа проверок не самоцель, говорит представитель Минэкономразвития, главное – снизить нагрузку на добросовестный бизнес и увеличить – на нарушителей. Подводить итоги введения риск-ориентированного подхода еще рано, говорит Варварин, даже предварительные результаты показали его эффективность.