Высокие траты китайских туристов могут прикрывать отток капитала из страны

ФРС считает это способом занизить профицит торгового баланса
Жители Китая могут покупать только $50 000 в год и тратить валюту, но не инвестировать/ Ng Han Guan / AP

Траты китайцев в заграничных поездках стали «аномально высокими» в последние три года, говорится в исследовании ФРС. Их фальсификация маскирует отток капитала из Китая, а также искусственно сокращает профицит внешнеторгового баланса страны, полагает ФРС.

Отношение трат на путешествия к ВВП в 2014 г. у Китая было таким же, как у Великобритании (все показатели на душу населения), хотя британский подушевой ВВП в 7 раз выше. В 2015 г. траты китайских туристов соответствовали тратам датских, хотя Дания превосходит Китай по ВВП на душу населения в 10 раз, указывает ФРС. Кроме того, увеличение трат значительно превысило рост числа китайских туристов, подсчитал в прошлом году старший научный сотрудник Совета по международным отношениям Брэд Сетсер.

Средние траты китайцев на туризм удвоились в 2013–2016 гг. с $1300 до $2600. Экономист ФРС Анна Вон называет затраты туристов «неправдоподобными»: «Они росли, когда экономический рост замедлялся, а курс национальной валюты снижался. Это скорее финансовый отток, чем потребление».

Результаты исследования могут подкрепить доводы президента США Дональда Трампа и других критиков, обвиняющих Китай в занижении реального профицита торгового баланса. Согласно ФРС, замаскированный отток капитала может достигать $190 млрд, или 1,7% ВВП, за 12 месяцев по сентябрь 2016 г. Реальный профицит счета текущих операций Китая может быть выше на эту же величину. Официальный профицит был 9,9% ВВП на пике в 2007 г. и опустился до 1,7% в 2016 г.

Долгое время дефицит в секторе услуг ограничивал профицит счета текущих операций. В последние годы траты китайцев на туризм и связанные с поездками услуги резко выросли. Их дефицит в платежном балансе увеличился со $129 млрд в 2013 г. до $261 млрд в 2016 г.

Чжан Чживэй из Deutsche Bank признает, что отток капитала может быть замаскирован, но дает более простое объяснение парадокса – люди разбогатели благодаря росту цен на недвижимость.

Пекин предпринял меры по борьбе с оттоком капитала в конце 2016 г., в том числе ужесточил правила покупки валюты населением. Жители Китая могут покупать только $50 000 в год и тратить валюту, но не инвестировать. Впрочем, до этого года банки редко проверяли, как люди используют деньги. Это позволяло китайцам приобретать иностранные активы, включая недвижимость, используя квоты друзей и родственников. Другой способ вывести капитал – обналичить деньги в банкоматах за рубежом.

Перевел Алексей Невельский