Переход бюджетников на эффективный контракт не улучшил качество их работы

Зато нагрузка на них резко выросла
Врачи считают, что резкий рост нагрузки на них мешает росту качества медицинской помощи/ Интерпресс / PhotoXPress

Перевести бюджетников на «эффективный контракт» президент России Владимир Путин поручил в майских указах 2012 г. Это должно было повысить качество госуслуг в образовании, здравоохранении, науке и культуре. Труд работников в этих сферах должен оплачиваться в зависимости от качества и количества выполняемой ими работы, зависеть от этого должен и их социальный пакет. Так государство должно стать более конкурентоспособным работодателем.

На эффективный контракт уже переведено более 80% обозначенных в майских указах бюджетников, следует из данных Минтруда. В частности, по данным Минздрава, на начало 2017 г. – 2,3 млн медицинских рабо­тни­ков. По итогам 2016 г. зарплата большинства категорий бюджетников была сопоставимой со средней по региону и даже превышала ее, говорится в мониторинге НИУ ВШЭ, с которым ознакомились «Ведомости». В I квартале 2017 г. средняя зарплата четырех категорий бюджетников превышала среднюю по стране (без учета социальных выплат, см. график). Система дала результаты: например, гораздо больше педагогов в детских садах и школах теперь считают свою зарплату конкурентоспособной, а доля педагогов, желающих сменить работу, сократилась в 1,3–2 раза.

Но если не учитывать количественные показатели, контракт оказывается не таким уж эффективным, пишут эксперты ВШЭ. В своих выводах они опираются не только на статистические данные, но и на проведенные с работниками системы образования, здравоохранения, науки и культуры интервью, поясняет аналитик Института государственного и муниципального управления ВШЭ Светлана Попова. Например, в сфере образования новый расчет зарплат негативно сказался на качестве услуг, следует из доклада. Вузы сократили сотрудников, повысив оклады оставшимся, и нагрузка на отдельного преподавателя сильно выросла. Сократились расходы и на оплату труда совместителей – преподавателей, которые одновременно являются профессионалами в своей профильной сфере, – с 14% в 2010 г. до 9% в 2016 г. В итоге их число снизилось, а разрыв между теоретическим обучением и практикой вырос.

Изначально эффективный контракт создавался, чтобы повысить качество работы бюджетников: высокая оплата труда должна была позволить им работать в одном месте, а не заниматься совместительством, напоминает директор центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко, если поднять зарплату учителю до средней по региону, у него появится больше времени на подготовку и дополнительные занятия. Но сейчас разница между зарплатами учителей внутри региона может различаться в разы, указывает она: например, средняя зарплата – 32 000 руб., но кому-то платят 48 000, а кому-то – 16 000. К росту нагрузки учителя привыкли, но недовольство зарплатой резко выросло, отмечает Клячко.

Мониторинг настроений

В регионах организуется мониторинг новых систем стимулирования, который показывает четкую связь между выполнен­ием госзадания ­по ме­дицинск­ой помощи и ростом удовлетворенн­ости ею людей, рассказывает представитель Минздрава.

В медицинских учреждениях эффективный контракт оказался действенным: врачи стали более инициативными, особенно молодые, перестали «увиливать от работы», пишут эксперты ВШЭ, все больше врачей чувствуют связь между качеством своей работы и оплатой за нее, сократилось число совместителей, работающих в других медицинских учреждениях. Но врачи считают, что резкий рост нагрузки на них мешает росту качества медицинской помощи. Эффективные контракты работают, но оценить их качество слишком сложно, говорит председатель экспертного совета по здравоохранению Совета Федерации Виталий Омельяновский: при расчете зарплаты учитывается число больных и выполненных процедур, но не результаты лечения (см. врез).

Повышение зарплат легло серьезной нагрузкой на региональные бюджеты. Для регионов майские указы стали большим ударом и они просили деньги на софинансирование у федерального бюджета, вспоминает старший директор Fitch Ratings Владимир Редькин. По оценке НИУ ВШЭ, в 2013 г. 28,1% связанных с ростом зарплат расходов финансировалось из федерального бюджета, в последующие годы – 30,4, 17,3 и 12,4% соответственно.

Эксперты ВШЭ предлагают разделить зарплату на пять групп выплат: базовый оклад, компенсационные выплаты за условия труда и дополнительные работы, специальные выплаты за дополнительные работы, например за заведование кафедрой, руководство классным коллективом, постоянные стимулирующие выплаты за квалификацию, ученую степень или почетные звания, а также отдельные стимулирующие выплаты по результатам труда. Самыми существенными должны быть именно выплаты, зависящие от квалификации, пишут они, а гарантированная часть зарплаты (например, базовый доклад) – обеспечивать не меньше 70–80% целевого уровня зарплаты бюджетников. Сейчас структура зарплаты бюджетников определяется с учетом единых рекомендаций, напоминает представитель Минтруда, и твердый оклад педагогов по нему уже должен составлять не менее 70%. Для медицинских работников и работников учреждений культуры он ниже – 55–60 и 50–55% соответственно.

Стимулирующая система оплаты труда (например, 70% – за количество труда, а 30% – его качество) работает только при растущем фонде оплаты труда, уверена Клячко. Иначе, если человек стал работать лучше, то, чтобы повысить зарплату ему, нужно снизить кому-то другому, и возникает вопрос, на каком основании.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)