Деньги начали уходить с развивающихся рынков

На рынке облигаций темпы оттока сопоставимы с распродажей после избрания Дональда Трампа президентом США
Последние данные скорее отражают коррекцию после длительного притока средств, чем начало противоположного тренда, полагают аналитики/ Ueslei Marcelino / Reuters

Длительный приток средств иностранных инвесторов на рынки акций и облигаций развивающихся стран на прошлой неделе впервые с марта сменился чистым оттоком, свидетельствуют данные Института международных финансов (IIF).

Эту тенденцию демонстрирует рассчитываемый IIF показатель скользящей средней финансовых потоков за семь дней. Особенно заметен разворот на рынке облигаций, где расчеты IIF подтверждаются информацией TrackInsight, агрегатора данных о биржевых фондах (ETF). Она тоже свидетельствуют об оттоке средств из биржевых фондов облигаций развивающихся стран, масштаб которого сопоставим с показателями ноября 2016 г., когда избрание Дональда Трампа президентом США вызвало распродажу на развивающихся рынках. Тогда инвесторы испугались ускоренного повышения процентных ставок в США и введения протекционистских мер в торговле.

Аналитики считают, что последние данные отражают скорее коррекцию после нескольких месяцев значительного притока средств, чем начало противоположного долгосрочного тренда. Инвесторы, специализирующиеся на развивающихся рынках, стали более осмотрительны, полагает Дэвид Хаунер, стратег Bank of America Merrill Lynch. «Это не значит, что все они собираются уходить. Но если мой сценарий тактической коррекции реализуется, она продлится несколько недель», – говорит он.

Центробанки отстают

Реальные доходности (с учетом инфляции) гособлигаций развивающихся стран в местных валютах выросли до максимума по крайней мере с 2004 г., несмотря на высокий спрос в последние месяцы со стороны иностранных инвесторов, пишет Financial Times. У 5-летних бумаг доходности превысили 1,3%, что даже выше, чем в кризисном 2009 г. Их спред с доходностями госбондов развитых стран также оказался самым большим за 13 лет: в феврале он достигал рекордных 1,84 п. п., в последнее время сузился до 1,55 п. п. из-за роста доходностей облигаций развитых стран в связи с ужесточением денежной политики или риторики их центробанков. «Облигации в местной валюте инвесторы не очень-то любили с 2013 г., но теперь их привлекательность выросла», – говорит Владимир Милев, стратег по развивающимся рынкам Payden & Rygel. Аномальная динамика доходностей объясняется быстрым замедлением инфляции в России, Бразилии, Индии, Индонезии, ЮАР и политикой их центробанков, которые не спешат снижать процентные ставки. Из-за этого доходности бондов заметно превышают инфляцию. В России, например, она составляет 4,4%, а базовая ставка ЦБ – 9%, в Бразилии – менее 3% и 10,25%, а в Индии – 2,2% и 6,25% соответственно.

Данные IIF свидетельствуют о непрерывном ежемесячном нетто-притоке средств на развивающиеся рынки с декабря 2016 г. по июнь 2017 г. В июне он оценивается в $17,8 млрд, а накопленный итог за семь месяцев – в $169 млрд.

Фонды акций развивающихся стран по-прежнему привлекают средства, хотя и не такими быстрыми темпами, как раньше. EPFR заметила резкий спад притока в биржевые фонды акций на неделе по 5 июля до самого низкого уровня с марта этого года, когда начался нынешний период роста.

В условиях низких или отрицательных ставок на развитых рынках многие инвесторы в этом году обратились в поиске дополнительной доходности к развивающимся. Но они, по словам аналитиков, соблюдают осмотрительность. Коррупционные скандалы и политическая нестабильность в таких странах, как Бразилия, ЮАР и Турция, а также перспективы ужесточения денежной политики Федеральной резервной системой США и другими центробанками развитых стран вызывают опасения инвесторов относительно ситуации в среднесрочной перспективе.

Джон Мэллой, руководитель направления развивающихся рынков акций в RWC Asset Advisors, сам настроен оптимистично, но признает, что, несмотря на погоню за доходностью, многие инвесторы по-прежнему не хотят рисковать. «Многие инвесторы боятся. Они знают, что в прошлом дела могли пойти плохо, и опасаются, что это произойдет снова», – говорит он.

Перевели Надежда Беличенко и Михаил Оверченко