Бурный рост в мае промышленного производства сменился замедлением в июне

Промышленность балансирует между стагнацией и ростом
Промышленность обречена на весьма умеренный рост, уверен Остапкович/ Андрей Гордеев / Ведомости

Промышленный выпуск в июне увеличился на 3,5% в годовом сравнении после максимального роста за пять лет в мае (см. врез), сообщил Росстат. За январь – май выпуск увеличился на 2% – в прошлом году в январе – мае было 1,7%.

Сбылся прогноз ЦБ, что промышленный рост в июне составит 3,4–4%, а экономисты ждали 2,7%.

Но с исключением сезонного и календарного факторов в июне промышленное производство показало отрицательную динамику впервые за четыре месяца: минус 0,5% после роста на 1,6% в мае.

Майский рывок

5,6% на столько выросла промышленность в мае, во многом из-за календаря и погоды – рабочих дней было 20, а не 19, как год назад, а аномально ­холодная погода привела к росту выработки тепла и электроэнергии. С исключением этих факторов в мае промышленное производство выросло на 4,8% в годовом выражении, оценивал ЦБ

Коренного улучшения ситуации в мае не произошло, солидарны экономисты. На это указывают и опросы Росстата: в июне индекс выпуска продукции в секторе составил 50,5, что ниже майского показателя в 51, указывают эксперты Высшей школы экономики. Продолжил сокращаться спрос, хотя и медленнее: в июне индекс спроса – 49,1, на 0,4 пункта хуже майского. Перспективы промышленности при слабом внутреннем спросе будут зависеть от динамики несырьевого экспорта, указывает Валерий Миронов из Центра развития Высшей школы экономики, для его ускорения нужны существенные инвестиции в обновление производства и повышение качества продукции.

Июньское замедление – нормальная ситуация, считает директор Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики Георгий Остапкович: в мае из-за холодов наблюдался рывок в энергетике, а летом она будет падать, за год ее рост окажется нулевым. В июне производство электроэнергетики, газа и пара, по данным Росстата, выросло только на 0,6% – в мае было 4,7%. В обрабатывающих отраслях рост также замедлился – с 5,7% в мае до 2,9% в июне. Среди факторов, ограничивающих рост производства в обработке, по данным Лаборатории конъюнктурных опросов Института ­Гайдара, по-прежнему преобладают недостаточный внутренний спрос и экономическая неопределенность.

Промышленность обречена на весьма умеренный рост, уверен Остапкович: в первом полугодии выпуск вырос на 2%, то же будет и за год. «Провалов больше не будет, акцентированного роста – тоже», – уверен он. Промышленность все еще балансирует между стагнацией и ростом, согласен Владимир Сальников из ЦМАКПа.

Для существенного роста нужен резерв рабочей силы, дополнительные производственные мощности, рост производительности труда, что невозможно из-за изношенного оборудования, уверен Остапкович: коэффициент износа в промышленности в целом выше 50%, в добывающей промышленности – 56%, а ведь именно добыча и обеспечивает основной рост.