Президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси сокращает субсидии на топливо и продовольствие

Никто из его предшественников не решался на столь опасный эксперимент
Средний класс превращается в бедноту, сетует проправительственный парламентарий Осама Хейкал/ Amr Abdallah Dalsh/ Reuters

Шоковая терапия египетской экономики, помноженная на резкую девальвацию валюты, потрясла самую густонаселенную арабскую страну. В июне цены на топливо выросли на 50%, на бытовой газ – удвоились, годовая инфляция превысила 30%. Средний класс превращается в бедноту, сетует проправительственный парламентарий Осама Хейкал.

Египтяне проедают сбережения, покупательная способность населения падает, но президент Абдель Фаттах ас-Сиси верит, что перестройка экономики – новые рабочие места, зарубежные инвестиции и экономический рост – сработает, прежде чем в стране произойдет социальный взрыв. Министр торговли и промышленности Тарек Кабил сравнивает изменения с антибиотиком: «Нужно пройти целый курс, нельзя принять одну таблетку и остановиться».

Каждый день миллионы египтян выстраиваются в очереди к государственным хлебозаводам, чтобы купить пять батонов хлеба менее чем за два американских цента. Продуктовые субсидии, которые получают около 80% семей, существуют в стране со времен Второй мировой войны. Десятилетиями система разлагалась из-за коррупции, чиновники перепродавали субсидируемые продукты и топливо в Египте и за границу. Но никто не рисковал покуситься на субсидии (см. врез), хотя это и одно из условий получения помощи от МВФ в $12 млрд. Даже после их урезания они все еще превышают $11 млрд в год – это 18% бюджета страны. Но это лишь одно из препятствий для роста экономики. Трудовое законодательство делает почти невозможным увольнение работников, судебная система не вызывает доверия, военные фактически управляют параллельной экономикой в стране.

Традиции не трогают

В 1977 г. президент Египта Анвар Садат попробовал решить проблему субсидий, пытаясь отказаться от социалистического и арабского националистического наследия Гамаля Абделя Насера. По соглашению с МВФ он сократил субсидии на хлеб, сахар и растительное масло. Объявление вызвало массовые протесты, которые парализовали страну, и Садат был вынужден отступить. Его преемник Хосни Мубарак извлек урок и остерегался ограничивать субсидии. Победивший на выборах в 2012 г. президент Мухамед Морси согласился сократить субсидии ради помощи МВФ в $4,8 млрд. И снова общественное негодование вынудило его отступить.

Уменьшение субсидий устранит перекосы в экономике, но будет болезненной и рискованной операцией, признает Набиль Фахми, бывший министр иностранных дел, а сейчас профессор Американского университета в Каире: «Оно того стоит? Да, стоит».

Цель правительства – прекратить субсидирование за 3–5 лет, рассказывает Кабил. Субсидируемые поставки продовольствия и топлива заменить денежными выплатами нуждающимся в поддержке и поднять минимальные зарплаты и пенсии. Изменение системы позволит больше вкладывать в здравоохранение, образование и промышленность, говорит Кабил.

Истинные масштабы недовольства населения скрыты из-за препятствий работы неправительственных организаций, блокировки независимых веб-сайтов и устранения большинства оппозиционеров. «Нынешняя стабильность – это стабильность в жерле вулкана, который готов взорваться», – говорит Абдельмоним Абуль Футух, умеренный исламистский политик. Но это уже не будет революцией среднего класса, как в 2011 г., это будет хаос, опасается он: «Это угроза не только для египтян, а для всего региона и для Запада».

Перевела Екатерина Перемазова