Пенсионеры разгоняют рост цен в глобальной экономике

В мире становится слишком много «чистых потребителей», предупредил Банк международных расчетов
Пенсия – повод порадовать себя / Universal Images Group

Старение населения может привести к неожиданным последствиям, среди них – ускорение инфляции, пришли к выводу эксперты Банка международных расчетов (BIS).

Последние десятилетия демографические факторы играли, напротив, в пользу низкой инфляции, пишут они: доля людей трудоспособного возраста значительно превышала долю «иждивенцев». В 1990-е гг. рынок труда испытал шок благодаря «открывшимся» экономикам Китая и Восточной Европы: в 1990 г. их трудоспособное население составило совокупно 820 млн человек (в возрасте 20–64 лет), а в развитых странах – 685 млн, в 2014 г. – 1,12 млрд и 763 млн соответственно. Реальные зарплаты работников в развитых странах падали, это способствовало замедлению инфляции и снижению процентных ставок.

Но теперь изменение демографической ситуации положит конец эпохе низкой инфляции и низких процентных ставок, говорится в докладе BIS: доля трудоспособного населения и в развитых, и в развивающихся странах снижается (см. график), доля «иждивенцев» – детей и людей пенсионного возраста – растет. Особенно последних – из-за увеличения средней продолжительности жизни. Старение населения касается экономик с совокупной долей 78% мирового ВВП, подсчитывали ранее аналитики Morgan Stanley. Особенно болезненно перевес не в пользу работников проявится в развитых странах и в азиатской части России, пишет BIS.

Пожилых людей авторы доклада BIS называют «чистыми потребителями» – они не производят, но продолжают тратить столько же, сколько и в более активном возрасте, что разогревает спрос и рост цен (см. график). Высокая доля «иждивенцев» в развитых экономиках разгонит инфляцию, тогда как высокий процент трудоспособного населения способствует дефляции, указывал и Morgan Stanley. Работодателям из-за дефицита кадров придется больше инвестировать в сжимающийся рынок труда, это повысит зарплаты, а значит, и цены, а за ними – и процентные ставки, говорилось в его исследовании. Еще одной причиной повышения ставок станет сокращение сбережений из-за старения населения, считают в BIS.

Такие гипотезы противоречат многим другим исследованиям. За 30 лет уровень реальной процентной ставки снизился на 450 базисных пунктов, указывал Банк Англии в 2015 г., связывая это как раз с ростом продолжительности жизни и стремлением людей больше сберегать. А экономисты ФРС США в прошлом октябре предположили, что рост доли пожилых людей не дает центральным банкам повышать долгосрочные процентные ставки. Именно демографическим фактором они объяснили начало «великой рецессии» в мировой экономике: с 1980 г. он вычитал из динамики процентных ставок и валового национального продукта по 1,25 процентного пункта. Из-за демографии процентные ставки могут и далее оставаться низкими, заявили экономисты ФРС.

Повышение процентных ставок в мире уже началось и ожидается, что оно продолжится, говорит руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. И состояние рынка труда, и изменение структуры сбережений людей (как правило, в трудоспособном возрасте больше сберегают, в пожилом – больше тратят) влияют на формирование процентных ставок, признает он, но есть и другие факторы. Например, интеграция Китая в мировую экономику и его стремительный рост увеличили спрос и цены на энергию и сырье, а это ускорило глобальную инфляцию.

Ухудшение демографической ситуации, в частности старение населения, действительно может сжать предложение товаров и услуг, а спрос сократится несущественно, признает представитель российского ЦБ, при прочих равных это ведет к ускорению инфляции. Но предложение товаров и услуг определяется не только демографией, указывает он: в страны, где работников будет не хватать, будут переезжать люди из стран с более благоприятной демографической ситуацией, также возможно замещение трудовых ресурсов капиталом, «что в условиях происходящего технического прогресса вполне вероятно».

С ростом инфляции растут и номинальные процентные ставки, но не факт, что рост цен в мире превысит 2%, говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Реальные процентные ставки снижаются уже много лет и, вероятно, этот цикл будет разворачиваться, но насколько резко и быстро, сказать сложно, добавляет она. То, что инфляция будет ускоряться с ростом зарплат и доли «иждивенцев», сомнительно, считает Александр Исаков из «ВТБ капитала»: например, в Японии старение населения не помогло разогнать инфляцию и не привело к росту реальных ставок. Старение населения вряд ли отразится на банковских ставках, согласен профессор НИУ ВШЭ Олег Вьюгин.

Рост стоимости труда может спровоцировать инфляцию, замечает Орлова, но не факт, что старение населения сделает труд более дорогим, напротив, технологии могут резко снизить его стоимость. Факторы производительности в ближайшее десятилетие могут очень сильно измениться, согласен Вьюгин: «Широкое внедрение цифровых технологий может увеличить производительность и высвободить рабочую силу, и спрос на нее не будет таким уж сильным». Может измениться и потребительское поведение: исследования показывают, что молодые люди меньше нуждаются в собственном жилье или автомобиле, говорит Орлова: «Мы находимся в начале экономической трансформации, которая похожа на промышленную революцию XIX в.: идет очень сильный слом в экономических устоях. Новое поколение может иметь совсем другие предпочтения».