Центробанкам принадлежит почти 20% долга их государств

Это результат денежного стимулирования экономики после финансового кризиса
Председатель ФРС США Джанет Йеллен/ Cliff Owen / AP

Крупнейшим центральным банкам теперь принадлежит пятая часть долга их государств. Это подчеркивает, насколько трудно им будет нормализовать денежную политику после беспрецедентного стимулирования экономики в последние 10 лет.

После начала мирового финансового кризиса шесть ведущих центробанков — Федеральная резервная система США (ФРС), Европейский центральный банк (ЕЦБ), Банк Японии, Банк Англии и центробанки Швеции и Швейцарии — принялись скупать бонды и другие ценные бумаги с целью снизить стоимость займов для бизнеса и домохозяйств и тем самым стимулировать экономику. В результате на их балансе оказались активы более чем на $15 трлн, выявило исследование Financial Times (FT). Это в четыре с лишним раза превышает докризисный уровень. Причем более $9 трлн приходятся на долю гособлигаций, а общий госдолг этих стран равен $46 трлн.

ЕЦБ и Банк Японии недавно обошли ФРС по размеру активов на своем балансе в долларовом выражении. У первого он теперь составляет $4,9 трлн, в том числе почти $2 трлн — гособлигации стран еврозоны. У последнего баланс достиг $4,53 трлн, из которых 85% - японские гособлигации. В свою очередь на балансе ФРС находятся активы на $4,47 млрд. Из них более половины — это казначейские облигации, а еще 40% - ипотечные ценные бумаги.

В прошлом уже несколько раз были периоды, когда баланс ФРС сильно увеличивался, например во время Второй мировой войны. Но никогда еще сразу так много центробанков не прибегали к масштабной закупке активов в течение нескольких лет. То, что изначально предполагалось как временная экстренная мера, сейчас представляет серьезную проблему для центробанков, которые теперь стремятся нормализовать денежную политику.

На следующей неделе руководители центробанков соберутся на ежегодном симпозиуме в Джексон-Хоуле. Инвесторы будут пристально следить за тем, намекнет ли президент ЕЦБ Марио Драги на подготовку к сворачиванию денежного стимулирования в еврозоне. Кроме того, в протоколе июльского заседания ФРС может быть сказано о ее планах. Симпозиум в Джексон-Хоуле будет важным моментом для рынков, если «Драги и [председатель ФРС Джанет] Йеллен захотят воспользоваться им, чтобы сделать сообщение» по поводу денежной политики, отмечает Дэвид Уэссел, директор центра по фискальной и денежной политике в Brookings Institution.

Скупка бондов центробанками сильно повлияла на мировые рынки, заставив инвесторов искать активы с более высокой доходностью. Это привело к беспрецедентно низкой волатильности, росту фондовых индексов до рекордных значений, притоку инвестиций на развивающиеся рынки и тому, что мусорные облигации стали самым прибыльным активом после финансового кризиса.

Хоть денежное стимулирование и «поспособствовало взвинчиванию цен на все активы», это не единственный фактор, повлиявший на стоимость гособлигаций, утверждает главный инвестиционный стратег BlackRock Ричард Тернилл. Он еще отметил новые требования регуляторов, заставившие некоторых инвесторов увеличить вложения в безопасные активы после финансового кризиса, а также относительно низкие темпы роста экономики и производительности и высокие уровни сбережений. В результате денежного стимулирования доходности гособлигаций опустились до рекордно низких уровней, а в некоторых случаях – до отрицательных значений. Таким образом, инвесторы фактически стали платить правительствам за возможность владеть их бондами. «Мы ожидаем, что доходности облигаций будут расти очень медленно на фоне постепенной нормализации [денежной] политики», - говорит Тернилл.

Перевел Алексей Невельский