Правительство готово дать бизнесу щедрую льготу по налогу на прибыль

Если разрешат регионы, то все расходы на модернизацию можно будет списать
Распространяться льгота будет на здания, машины, транспорт, оборудование со сроком использования от трех до 20 лет/ Евгений Разумный / Ведомости

Инвестиционная льгота, обещанная премьером Дмитрием Медведевым, может оказаться одной из самых щедрых в мире. Модернизируя производство, компании смогут получить скидку по налогу на прибыль до 100%, следует из правительственного законопроекта, внесенного в Госдуму. В первом варианте проекта, подготовленном Минфином, она была вдвое меньше.

Льгота касается инвестиций в покупку оборудования, модернизацию, реконструкцию производства – они будут напрямую уменьшать налог на прибыль. До 90% этих затрат по решению властей региона можно будет вычесть из региональной части налога (17 п. п. из 20% до 2019 г., с 2020 г. – 18 п. п.), 10% – из федеральной. Максимальный размер льготы увеличен, так как регионы смогут сами определять ее размер, передал через представителя директор департамента налоговой политики Алексей Сазанов.

Распространяться льгота будет на оборудование 3–7-й амортизационных групп (здания, машины, транспорт, оборудование со сроком использования от трех до 20 лет). Ограничения смогут устанавливать и регионы – определить максимальный вычет, категории оборудования и компаний, которые получат вычет.

Если вычет окажется больше налога на прибыль, то компания сможет перенести неиспользованную часть льготы на следующие годы. В прошлой версии проекта льгота сгорала.

Это мощнейшая мера, которая может стимулировать инвестиции: фактически государство готово финансировать до 100% инвестиций за счет налогов, говорит директор Deloitte Василий Марков, но не ясно, смогут ли регионы позволить ее себе. 50%-ная скидка стоила бы бюджету до 1,4 трлн руб. в год, 1,2 трлн из них теряли бы регионы, оценивал Минфин. Даже она была бы больше, чем потерял консолидированный бюджет в 2016 г. на всех льготах по налогу на прибыль – 900 млрд руб., следует из данных ФНС. Оценить выпадающие доходы можно только после решений регионов, отмечает Сазанов.

Налог на прибыль составляет существенную часть доходов регионов: в 2016 г. – 23%. Если власти региона думают долгосрочно, то будут готовы какое-то время мириться с дефицитом, говорит чиновник. Утвердят льготу единицы регионов – и то с ограничениями, сомневается Вадим Зарипов из «Пепеляев групп». Есть риски, что бизнес окажется в неравных условиях, а решения будут приниматься в пользу аффилированных с властями компаний, считает Наталья Зубаревич из Независимого института социальной политики. У регионов должно быть право выбора, спорит Марков, но стимулирование бизнеса может увеличить разрыв между ними: активно привлекающие инвесторов станут богаче, а бедные – беднее.

Правительство уже дало регионам право решить, сохранять ли льготу по налогу на движимое имущество, но все регионы фактически от нее отказались. А предложение правительства продлить срок выбора еще на год – до 2019 г. – вызвало критику со стороны членов Совета Федерации.

Позволить себе такие расходы смогут буквально несколько регионов, говорит Зубаревич: Москва, у которой налог на прибыль превышает треть всех доходов, нефтегазовые регионы, Тюменская и Липецкая области, Татарстан и Санкт-Петербург. Но у них и не было такого серьезного инвестиционного спада, как у остальных, продолжает она, и, хотя законопроект регионам не навредит, бедным он не поможет. У них и поступления налога на прибыль, и их доля в доходах гораздо ниже.

Зато богатым регионам предоставление льготы поможет сохранить часть доходов, которые федеральный центр постоянно норовит забрать, считает Зубаревич. Уже была увеличена с 2 до 3 п. п. федеральная доля в налоге на прибыль до 2020 г. У Сахалинской области центр собирается забрать дополнительно 50% налога на прибыль (по проекту федерального бюджета) от СРП «Сахалин-2» – только в 2018 г. регион лишится почти 34 млрд руб.