Проезд по Западному скоростному диаметру для легковых машин станет на 6% дороже

Из-за того что 80% водителей используют транспондеры, доходы оператора снизились
Ежедневно по магистрали проезжает 300 000 машин/ Евгений Егоров/ Ведомости

С 14 октября тарифы за проезд по Западному скоростному диаметру (ЗСД) на легковых автомобилях при оплате транспондером повышаются в среднем на 6%, сообщила в пятницу пресс-служба ООО «Магистраль Северной столицы» (МСС, консорциум «ВТБ капитала», Газпромбанка, IC Astaldi). С 1 ноября оператор отменяет ежемесячную абонентскую плату за пользование транспондером (50 руб. в месяц, предусматривала скидку 10% от базового тарифа), все пользователи автоматически перейдут на базовый тариф «Транспондер». Для них предусмотрены тарифные опции. Например, водители легковых автомобилей смогут получить 10%-ную скидку за 100 руб. в месяц и безлимитный проезд – за 5000 руб. Для грузовиков эти опции стоят 200 и 15 000 руб. в месяц соответственно.

Цена проезда по транспондеру через весь ЗСД для легковых машин вырастет с 255 до 270 руб., сообщает МСС. При оплате наличными или банковской картой он обойдется в 500 руб. Для грузовых автомобилей цена составит 586 руб. (без транспондера – 750 руб.), для седельных тягачей и автопоездов – 766 и 1000 руб. соответственно.

Новый уровень тарифов определен исходя из анализа спроса на предоставляемые услуги – в частности, корректировки тарифа Flow+ (система взимания платы, которая считает стоимость за пройденный километраж) потребовало существенное изменение структуры оплаты, сообщил представитель МСС Андрей Цапу. С февраля доля электронных оплат всех поездок, совершаемых по ЗСД, выросла с 49 до 80%, при этом стоимость аналогичной поездки при регистрации проезда с помощью транспондера до 90% ниже, чем при оплате наличными и банковскими картами на пункте взимания платы, объяснил он.

Цель изменений – обеспечить экономическую эффективность проекта, при этом минимально влияя на решения водителей о пользовании ЗСД и сохраняя показатели транспортного потока на магистрали, добавил Цапу. По его словам, транспортный поток по ЗСД – 300 000 транзакций в сутки и анализ спроса показывает, что изменения в системе оплаты не приведут к его снижению.

До открытия в декабре 2016 г. сквозного движения по ЗСД по южному и северному участкам магистрали проезжало около 140 000 автомобилей в сутки, сообщал оператор. С февраля 2017 г., когда проезд по центральному участку ЗСД стал платным, проезд всей магистрали стоил от 300 до 850 руб. в зависимости от вида транспорта. В июле МСС существенно повысила стоимость проезда при оплате наличными или картами.

МСС построила центральный участок ЗСД и вложила в проект около 70 млрд руб., еще 50 млрд – федеральный бюджет. Возвращать инвестиции планируется от платного проезда, при этом, если сборы окажутся меньше 9,6 млрд руб., разницу концессионеру компенсирует администрация Петербурга. В 2017 г. в бюджете на эти цели заложено 4,6 млрд руб. Общая стоимость ЗСД – 212 млрд руб. По данным СПАРК, выручка ООО «МСС» в 2016 г. составила 23,6 млрд руб., чистая прибыль – 3,5 млрд руб.

Оператор ЗСД при запуске проекта установил льготные тарифы на проезд, однако, учитывая стоимость дороги и необходимость ее окупать, постепенное поднятие тарифов неизбежно, комментирует аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев. По его оценке, рост тарифов поможет в перспективе хоть и ненамного, но снизить нагрузку на городской бюджет. Возможен непродолжительный провал спроса после роста стоимости проезда, но он вряд ли окажет существенное влияние на трафик, добавил аналитик.

Увеличение доли оплат транспондером способствует росту трафика, так как значительно ускоряет процессы въезда и выезда с магистрали и, соответственно, повышает скорость движения, которая является ключевым фактором при выборе автомобилистами платного маршрута, отметил гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.