Чиновники обсуждают возрождение налога с продаж

Население может оплатить отмену налога на движимое имущество
Каждая розничная покупка будет помогать российскому бизнесу / Ilya Naymushin/ Reuters

Власти вернулись к давней идее – налогу с продаж. На сей раз чиновники обсуждают его как замену другого налога – на движимое имущество компаний, который возрождается со следующего года: сначала по ставке 1,1%, а с 2019 г. – по ставке 2,2%. Предприниматели называют его «налогом на модернизацию» и активно добиваются отмены, в частности, через обращение к первому зампреду правительства Игорю Шувалову.

Один из вариантов – дать регионам право отменить налог на движимое имущество и ввести торговый сбор с оборота, рассказали «Ведомостям» четыре федеральных чиновника, но ставку этого сбора не сообщили. Представитель Минфина опроверг информацию, что обсуждается сбор с оборота. Представитель Минэкономразвития не ответил на вопросы «Ведомостей», а представитель Шувалова отказался от комментариев.

Это возрождение именно налога с продаж, утверждает Вадим Зарипов из юридической компании «Пепеляев групп»: торговый сбор взимается не с выручки, а рассчитывается по торговой площади. Речь идет не о классическом налоге с продаж, а о торговом сборе, объясняет чиновник: он не включается в цену товара и не отражается в чеке. У него может быть другая база, например, процент с оборота, но не менее определенной суммы 1 кв. м, продолжает чиновник, вычитаются из сбора другие налоги и стоимость патента.

Сейчас торговый сбор взимается только в Москве – с торговой площади. Ввести этот сбор имеют право два других города федерального подчинения – Санкт-Петербург и Севастополь. Возможно, это будет такой же обычный сбор, полагает один из чиновников, но вводить его смогут все регионы. Решение в любом случае принимать следующему правительству, предупреждают собеседники «Ведомостей».

Налог с продаж действовал дважды – в конце 1980-х (в СССР) и в конце 1990-х гг.; отменен в 2004 г. В 2014 г. министр финансов Антон Силуанов говорил, что налог снова обсуждался – бизнес отговорил правительство.

Дополнительно подей­ствовало на решение правительства опасение, что в ответ на введение налога с продаж розница начнет уходить в тень.

Теперь ситуация другая, объясняет один из чиновников: бизнес в первую очередь беспокоит именно налог на новое движимое имущество. Компании не платят его с 2013 г., и восстановление этого налога сократит стимулы для модернизации производства: чем больше купят оборудования, тем выше налог. Просто отменить налог на движимое имущество большинство регионов не могут из-за проблем бюджета. Восстановив его, они могли бы получить более 160 млрд руб., следует из данных Федеральной налоговой службы. Введение онлайн-касс упрощает администрирование налога с продаж. Их появление дает регионам большие возможности для развития налоговой системы, считает еще один чиновник.

Сложный налог

Проблема может возникнуть и с администрированием, сначала нужно полностью -перейти на новые кассы (с июля 2017 г. они обязательны для тех, кто использует кассы, для остальных срок – июль 2019 г. – -«Ведомости»), обкатать систему, а потом уже вводить, считает Соколов.

Если сохранить налог на добавленную стоимость и ввести дополнительно торговый сбор, в России станет сразу два оборотных налога, предупреждает Александра Суслина из Экономической экспертной группы. В мире немного примеров сочетания НДС и налога с продаж, продолжает она, – такое есть в Канаде, Китае, Индии, Индонезии, Джибути. Но, например, Китай и Индия вводили налог с продаж лишь на время и только с предметов роскоши, напоминает ведущий научный сотрудник Академии народного хозяйства и государственной службы Илья Соколов.

Для регионов решение будет вредным, считает директор Fitch Ratings Владимир Редькин, такой сбор еще увеличит разрыв между ними. Выиграют города и регионы с большой долей розничного оборота, другим же собирать налог с розничного мелкого бизнеса будет тяжело, объясняет он. По весенним оценкам Института Гайдара, 15,6% всех поступлений от налога с продаж получила бы Москва, 6,3% – Московская область, Краснодарский край и Санкт-Петербург – по 4,2%; всего 60% всех доходов получили бы только 20 регионов с крупнейшим розничным оборотом. Новые налоги и сборы сейчас регионам не нужны, уверен Редькин, бюджет большинства из них близок к сбалансированности. За январь – сентябрь 2017 г. число регионов с дефицитом сократилось с 36 до 29.

Едва ли регионы активно будут пользоваться таким инструментом, им придется выбирать – пожертвовать торговым сектором или промышленным, говорит партнер Dentons Василий Марков, выгодным он будет для единиц, прежде всего Москвы и Санкт-Петербурга, доля розницы в доходах которых велика, а промышленности – мала. Зато налог ударит по карману потребителей и разгонит инфляцию, предупреждает Суслина. Сильнее всего цены вырастут в секторах с низким уровнем конкуренции и на товары первой необходимости, говорит Соколов: нагрузка на потребителя будет высокой. Повышение налоговой нагрузки автоматически приведет к сопоставимому повышению розничных цен, подтверждает сотрудник одного из крупнейших ритейлеров.

В условиях падения доходов населения новый сбор может еще сильнее сократить спрос, предупреждает Соколов. Сбор вреден, подхватывает Суслина: отменяя налог на модернизацию, чиновники рассчитывают увеличить производство, но торговый сбор сократит внутренний спрос. Пока же именно спрос остается основным драйвером роста экономики, в III квартале его вклад был больше, чем вклад инвестиционного спроса, на который ставку делает правительство. Если вводить подобный сбор, то взимать его с торговой площади, считает Соколов, но поступления от него будут несопоставимы с поступлениями от налога с продаж.