Госкомпании не смогут свободно отбирать поставщиков среди малого и среднего бизнеса

При сложных закупках это создаст проблемы, опасаются эксперты
Выбор госкомпаниями поставщиков малого и среднего бизнеса может оказаться ограничен / Евгений Разумный/ Ведомости

Четкий перечень требований к закупкам у малого и среднего бизнеса устанавливают два правительственных законопроекта, принятых Госдумой в первом чтении.

Сейчас госкомпании свободно определяют содержание заявки. Законопроект лишает их этой свободы и вводит ограниченный перечень требований: участники закупок должны лишь подтвердить, что относятся к малому и среднему бизнесу, отсутствие долгов перед бюджетом, судимости за экономические преступления, запрета на работу, связанную с закупкой, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, а также страну производства товара.

Это существенно ограничит госкомпании в выборе поставщика. Сейчас они при закупке любых, даже канцелярских товаров могут требовать дорогостоящие сертификаты соответствия, жаловались предприниматели «Ведомостям». А, например, при закупках технически сложной и инновационной продукции нужно подтверждать квалификацию, говорит гендиректор электронной торговой площадки «ТЭК-торг» Дмитрий Сытин. Госкомпании используют тысячи способов закупок и для каждого устанавливают десятки требований к поставщикам, отмечает руководитель управления ФАС по борьбе с картелями Андрей Тенишев: законопроект решает эту проблему.

Государство увеличивает долю заказа, которую госкомпании должны отдавать малому бизнесу (по данным мониторинга Минфина за первое полугодие 2017 г. – 11,2% закупок). У крупнейших госкомпаний такие закупки выросли в 2017 г. на четверть и достигли 2 трлн руб. (около 7% от общего заказа госкомпаний – 27 трлн. – «Ведомости»), заявил гендиректор Корпорации МСП Александр Браверман. Крупные заказчики поверили, что малый и средний бизнес нередко может продавать качественные товары и значительно дешевле, чем крупные поставщики, а малый бизнес – что тендеры могут быть честными и он может их выигрывать, заметил Браверман. В целом 94% закупок госкомпаний не конкурентные, указывал Минфин в мониторинге, при закупках у малого бизнеса конкуренция существенно выше. Но значительную часть закупок у МСП через подставные фирмы получают менеджеры крупных компаний, говорил ранее Тенишев. Чтобы избежать задержек оплаты, малый бизнес предпочитает работать с госкомпаниями не напрямую, а через посредников, следовало из опроса предпринимателей, проведенного сервисом «Поток» Альфа-банка.

Законопроекты ограничивают заказчика в праве устанавливать избыточные требования, которые неоправданно бы сужали рынок поставщиков, констатирует эксперт по закупкам экспертного совета при правительстве Георгий Сухадольский, это главный плюс для поставщиков стандартных товаров. Но и главный минус при более сложных контрактах, продолжает он: заказчики не смогут требовать информацию о составе и квалификации команды исполнителя, а это критически важно при закупках некоторых услуг. Госкомпании обеспокоены, что поправки помешают им проводить квалификационный отбор поставщиков, говорит Сытин. Из-за этого могут возникнуть проблемы с качеством поставок и соблюдением сроков, предупреждает он. Запрет устанавливать требования к опыту может создать проблемы, согласен руководитель Ассоциации директоров по закупкам Андрей Черногоров. Чтобы не рисковать, госкомпании будут стараться не давать малому бизнесу относительно крупные контракты, усилят контроль за исполнением заказа, продолжает он.

«Государство хочет равнодоступности, заказчики – аффилированности, это вечная борьба», – замечает гендиректор ГУП «Агентство по госзаказу Республики Татарстан» Яков Геллер. Основная проблема не в допуске на рынок, а в контроле за качеством исполнения контрактов – к сожалению, принимаемых в этом направлении мер недостаточно, считает он.