Инфляция в США опасна для фондовых рынков развивающихся стран

Ее ускорение до 3% провоцировало сильнейшие падения индекса MSCI Emerging Market
Инфляция в США опасна для рынков развивающихся стран/ Mohammad Sajjad / AP

Фондовые рынки развивающихся стран удивили своей устойчивостью во время недавнего падения мировых рынков. Индексы MSCI Emerging Market (MSCI EM) и американский S&P 500 снизились примерно одинаково, хотя обычно развивающиеся рынки падают сильнее, когда неприятие риска инвесторами растет. Но будущее может таить для них более серьезную угрозу, если инфляция в США достигнет 3%.

Недавнее падение рынков инвесторы объясняют, в частности, опасениями, что инфляция в США может ускориться – на это может указывать рост зарплат в январе на 2,9% в годовом выражении (максимальный с 2009 г.). Из-за этого ФРС может начать быстрее повышать процентные ставки. Некоторые банки ждут, что инфляция достигнет 3% уже к концу марта. По прогнозам UBS, уже во II квартале она замедлится, но даже кратковременного скачка до 3% может хватить, чтобы спровоцировать хаос на развивающихся рынках.

Между тем четыре из пяти сильнейших падений индекса MSCI EM (более чем на 30%), который появился в 1987 г., происходили в течение месяца после того, как инфляция в США достигала 3%, показало исследование Дэниела Солтера, главного стратега «Ренессанс капитала» по фондовым рынкам развивающихся стран. «Так было во время мексиканского кризиса в 1994 г., азиатско-российского в 1997–1998 гг., пузыря доткомов в 2000 г., мирового финансового кризиса в 2008 г. и прекращения ралли на развивающихся рынках в 2011 г.», – отмечает Солтер.

Инфляция в США превысила 3% в сентябре 1994 г.; MSCI EM стал снижаться и к марту 1995 г. потерял 33%. Кризис был спровоцирован оттоком капитала из Мексики и падением курса песо. Уже в октябре 1994 г. инфляция замедлилась до 2,6%. Развивающиеся рынки обычно рушатся ближе к концу цикла ужесточения денежной политики США, а не в начале, делится наблюдениями Солтер.

Падение MSCI EM на 59%, начавшееся в октябре 1997 г. во время финансового кризиса в Азии, стоит особняком. К тому моменту прошло 13 месяцев с тех пор, как инфляция в США достигла 3%, а ставки немного выросли до 5,5%.

Но уже в следующий раз, когда инфляция в США превысила 3%, MSCI EM начал снижаться в тот же месяц – в феврале 2000 г. А самое сильное его падение (на 66%) началось в октябре 2007 г. – и тоже в месяц, когда инфляция достигла 3%.

В мае 2011 г. развивающиеся рынки стали падать спустя месяц после того, как инфляция в США превысила 3%. Ставки ФРС тогда находились на нуле, а доходности снижались, поэтому не могли спровоцировать это падение.

По мнению Солтера, инвесторы держат в уме целевой уровень инфляции ФРС в 2%. Если она немного ниже, это «хорошо», если чуть выше, ничего страшного еще не произошло. Но когда она приближается к 3%, люди думают, что ФРС обязана взять ситуацию под контроль, иначе затем ей придется экстренно повышать ставки, говорит Солтер. В результате инвесторы начинают массово выводить деньги с рынков развивающихся стран; их центробанки часто вынуждены повышать ставки, что замедляет экономику.

Исследование Солтера «абсолютно логично», если ускорение инфляции провоцирует рост доходностей казначейских бондов, уверен стратег UBS Джефф Деннис. Он считает рост их доходностей «большим риском» для развивающихся рынков. По его мнению, акции там переоценены, дороговизну их «можно обосновать только низкой стоимостью капитала, но эта ситуация уже меняется».

Солтер указывает, что инфляция в США еще несколько раз превышала 3% – в апреле 1995 г., а также трижды с мая 2004 г. по июль 2005 г. (тогда ФРС только начинала ужесточать денежную политику), но развивающиеся рынки на это не реагировали. Кроме того, корреляция может не сохраниться в посткризисную эпоху, отмечает Солтер: технологии «полностью изменили» рынок труда США, многие работают внештатно и увеличение спроса на труд необязательно будет приводить к росту зарплат и инфляции.

Перевел Алексей Невельский