Эксперты предложили Центробанку поддержать инвестиции в инфраструктуру

Ослабление регулирования заинтересует банки и НПФ
Увеличить частные инвестиции в инфраструктуру помогло бы смягчение правил для финансовых организаций/ Денис Абрамов / Ведомости

Чтобы направить деньги финансовых организаций на инфраструктуру, эксперты совета по рынку долгосрочных инвестиций в инфраструктуру при ЦБ предложили регулятору смягчить регулирование банков, пенсионных фондов и страховых компаний.

Такие рекомендации содержатся в дорожной карте, которая прилагается к аналитической записке об инвестициях в инфраструктуру («Ведомости» ознакомились с копией, подлинность подтвердили два участника рабочей группы). Она разрабатывается с начала осени участниками совета – представителями Московской биржи, Минфина, финансовых организаций (Газпромбанка, «ВТБ капитала», «Сбербанк страхование жизни», УК «Лидер» и проч.), юрфирм и др. Это итоговая версия предложений экспертов, но некоторые из них могут быть исключены, говорит руководитель группы Светлана Бик. Предложения рассматриваются, сказал представитель Минэкономразвития. В ЦБ рекомендации пока не поступали, группа продолжает работу, отметил его представитель.

Развитие инфраструктуры президент Владимир Путин назвал одним из главных приоритетов в работе правительства на ближайшие годы. Но пока расходы на инфраструктуру не превышают 1% ВВП при потребностях для обновления инфраструктуры не менее чем в $1 трлн, ссылаются авторы записки на исследование Всемирного банка в 2016 г. В 2017 г. расходы были еще меньше: консолидированный бюджет потратил на инфраструктуру 1,6 трлн руб. – на 27,3% меньше, чем в 2014 г., говорит аналитик InfraOne Александра Галактионова. Это меньше расходов на инфраструктуру партнеров по БРИКС: если Индия, Китай и Бразилия вкладывали в 2017 г. 6,5, 4,8 и 2,9% ВВП соответственно, Россия – лишь 1,9%, ссылаются аналитики InfraOne на данные Global Infrastructure Outlook.

Необходимость госинвестиций признает и правительство: нужно вкладывать в среднем 2,8–3% ВВП ежегодно до 2030 г., следует из одобренной транспортной стратегии (целевой сценарий). А вместе с частными инвестициями – 63–106 трлн руб. в год. Проблема как раз в последних, признают эксперты.

Россия живет за счет инфраструктуры советского времени, основанной на бюджетных инвестициях, и не может опираться на новые финансовые инструменты, говорит Бик. Нужно смягчить регулирование, чтобы повысить интерес финансовых организаций в таких инвестициях, предлагают эксперты.

Для банков – изменить расчет нормативов при покупке облигаций инфраструктурных проектов, снизить нагрузку при резервировании и расчете капитала. Ценные бумаги федеральных концессий, по которым предусмотрена плата концедента и есть гарантия выплаты возмещения кредиторам, предлагается включить в ломбардный список. И устранить ограничение на рефинансирование качественных проектных кредитов или облигаций проектных компаний, чтобы снизить стоимость финансирования.

У банков есть запас ликвидности, но они почти не присутствуют на рынке проектного финансирования, пишут авторы записки. Включение проектных кредитов и облигаций в ломбардный список расширит круг заинтересованных банков, а послабления в резервировании помогут банкам с ограниченным доступом к фондированию принимать решения о финансировании инфраструктурных проектов: рынок откроется для банков из топ-10 или даже топ-20, считает начальник департамента инфраструктурных проектов Газпромбанка Павел Бруссер. Снизится стоимость финансирования и для самого государства, которое через плату за доступность фактически оплачивает рассрочку, говорит он.

Сейчас в инфраструктуру инвестируют в основном Сбербанк, Газпромбанк, ВТБ и ВЭБ. У частных же банков нет лишнего капитала, снижение резервирования дало бы возможность увеличить финансирование концессий, отмечает директор управления проектного финансирования Совкомбанка Сергей Кадук. Банкам потребуется специальная экспертиза в концессиях и ГЧП, но при наличии экономического интереса банки из топ-20 будут ее развивать и конкурировать с госбанками, уверен он.

Для НПФ эксперты предлагают снять ограничения на выкуп ими облигационных выпусков (сейчас можно покупать не более 40% облигаций эмитента в обращении) и по структуре портфеля (сейчас – не более 10% инвестиционного портфеля), упростить менеджерам фондов обоснование инвестиций в инфраструктуру при наличии альтернативных вариантов с таким же уровнем риска, включить лимит на инфраструктурные облигации в структуре активов НПФ. То же самое предусмотреть для страховых компаний, которые сейчас в инфраструктуру не инвестируют.

Большинство выпусков облигаций, которые выкупили НПФ, были кэптивными – выкуплены связанными с эмитентом структурами. Из 10 эмитентов концессионных облигаций в обращении минимум семь связано с УК «Лидер», писали аналитики InfraOne, остальным не хватало компетенций в оценке проектов. Если снять ограничения, обязать НПФ брать на себя больше рисков при инвестициях в инфраструктурные проекты, пропорционально увеличив доходность, компании начнут развивать экспертизу, уверен сотрудник одного из рейтинговых агентств.

Некоторые крупные НПФ уже готовы вдолгую инвестировать в облигации, финансирующие инфраструктурные проекты, но им хотелось бы держать весь выпуск, чтобы контролировать риски и забирать всю доходность, говорит управляющий директор по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Павел Митрофанов.

Сейчас от фондов требуется диверсификация, а инвестиции в инфраструктуру не выделены как самостоятельный класс, продолжает он. Если строится мост, нужно контролировать весь процесс, а публичных компаний, в которые можно было бы вложиться, на рынке практически нет, говорит исполнительный директор НПФ «Сафмар» Евгений Якушев: предложения группы могут решить проблему. Нужно оценить их эффективность, но банки и НПФ прежде всего должны отвечать за сохранность средств перед клиентами, осторожен замминистра финансов Алексей Моисеев.