Credit Suisse: показатель ВВП перестал отражать реальный экономический прогресс

Например, он не учитывает развитие технологий и человеческого потенциала, а также состояние окружающей среды
ВВП не учитывает, в частности, состояние окружающей среды и развитие человеческого потенциала, пишет Credit Suisse/ Евгений Разумный / Ведомости

Показатель ВВП, ключевой для принятия экономических и политических решений во всем мире, уже не отражает реальный уровень экономического прогресса, следует из доклада Credit Suisse. Уровень благосостояния он отражает лишь частично – как доступные человеку товары и услуги, без учета его здоровья, образования, степени неравенства и защиты прав в стране.

Неравенство игнорируется, из-за чего возникают казусы – например, в США реальные доходы семей стагнировали с 1970-х гг. на фоне стремительного роста подушевого ВВП. Увеличивать ВВП нет смысла, если большинство людей никак от этого не выигрывают, замечают авторы доклада.

Главной целью экономической политики должен быть не экономический рост, а «счастье» людей, считают они. Тем более что после достижения определенного уровня благосостояния приумножение богатства уже не делает человека счастливее.

Достигнуть же всеобщего благосостояния за счет роста ВВП и вовсе невозможно: мировые ресурсы ограничены и, чтобы хотя бы скромно увеличить уровень жизни бедного населения третьих стран, придется снизить его жителям богатых. Противодействие неравенству, рост доходов и возможностей людей, качества жизни должны быть главной целью развития экономики, призывал и Всемирный экономический форум (ВЭФ) в 2017 г. Пока в руках 1% населения находится 82% богатства, заработанного в 2017 г., сообщала благотворительная организация Oxfam.

ВВП не учитывает, в частности, состояние окружающей среды и развитие человеческого потенциала. Чтобы их зафиксировать, придумано множество «альтернативных» ВВП индикаторов, перечисляют авторы. Например, показатель устойчивого национального дохода отражает, как население должно увеличивать свои доходы, чтобы поддерживать текущий уровень благосостояния, с учетом степени ухудшения окружающей среды. Корректирует потребление на уровень неравенства, расходов на преступность и также ухудшение окружающей среды индикатор подлинного прогресса. Индекс скорректированных чистых накоплений измеряет уровень богатства страны с учетом истощения природных ресурсов и вредных выбросов, а также инвестиций государства в образование. Индекс человеческого развития ООН оценивает развитие страны не только по экономическому росту, но и по способностям людей, продолжительности и качеству их жизни. Индекс инклюзивного развития ВЭФ учитывает уровень бедности и неравенства, демографической нагрузки, госдолга. Индекс счастья замеряет благосостояние с учетом продолжительности жизни, доверия к властям, соцподдержки, возможности принятия самостоятельных жизненно важных решений.

Но самая сложная задача – учесть развитие технологий, которые не только ускоряют рост индустрий, но и разрушают многие из них, считают авторы доклада. Например, не ясно, как учесть в ВВП цифровизацию или переход от платного контента на «свободные» сервисы, предполагающие плату лишь за дополнительные опции. ВВП отражает совокупность продаж товаров и услуг за год, но, например, iPhone заменяет множество устройств, которые в совокупности стоили бы гораздо больше, говорил ректор РАНХиГС Владимир Мау в интервью «Ведомостям»: благосостояние растет, а ВВП может и замедляться. На позитивные сдвиги в экономике сейчас указывают скорее динамика частных инвестиций и благосостояния, диверсификация экспорта, низкая инфляция, от которой зависит доступность кредита, перечислял Мау.

Все меньше на ВВП ориентируется и частный бизнес. Зато обращает внимание на индекс качества жизни, показывал опрос руководителей крупнейших корпораций мира, проведенный PwC. Российский бизнес больше ориентируется на валютный курс, изменение зарплат, потребительский спрос, которые дают лучшее представление о рисках, замечала главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова, про ВВП же им достаточно знать, растет он или падает. Об эффективности политики страны и благосостоянии ее граждан нельзя судить по размеру ВВП, говорилось и в исследовании ОЭСР, проведенном еще в 2012 г. От ВВП толку мало, если «планета загрязнена настолько, что наши жизни в опасности», указывал нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц (цитата по РБК).

ВВП остается вполне хорошим индикатором, даже если мы ценим не рост экономической активности как таковой, а другие, более «гуманистические» величины – уровень образования, продолжительность здоровой жизни и т. д., спорит главный экономист «ВТБ капитала» по России Александр Исаков: вместе с ростом ВВП они растут тоже. То, что формулируется как попытка совершенствовать ВВП, на самом деле к индикатору ВВП не имеет прямого отношения, считает он: индикаторы качества жизни нужно развивать параллельно.