Американский бизнес жалуется на введенные Трампом пошлины на металлы

Промышленники предупреждают о риске сокращения инвестиций и рабочих мест
Многие американские компании согласны с администрацией Трампа, что необходимо бороться с избытком предложения стали и алюминия на мировом рынке / Evan Vucci / AP

Американские промышленники предупредили, что объявленные администрацией президента США Дональда Трампа пошлины на импорт стали и алюминия из Евросоюза, Канады и Мексики могут нанести серьезный урон их бизнесу. По их словам, заградительные меры против поставок металлов основных торговых партнеров могут нарушить мировую торговую систему и привести к сокращению инвестиций и рабочих мест.

Объявление США в марте о введении 25%-ных пошлин на импорт стали и 10%-ных пошлин на алюминий уже привело к тому, что эти металлы стали дороже для американских покупателей. Если в Западной Европе цены на сталь в этом году выросли на 2%, а в Юго-Восточной Азии — на 8%, то в США — на 37%, согласно S&P Global Platts. Алюминий в США также подорожал на 12% с начала года. При этом администрация Трампа изначально предоставила временные освобождения от пошлин для ЕС, Канады и Мексики, но в четверг она не стала их продлевать. На эти экономики пришлось 44% импорта стали в США в I квартале 2018 г.

Канада и Мексика уже представили детальные планы по введению ответных пошлин на импорт различных американских товаров, включая свинину, яблоки и йогурт. Еврокомиссия тоже пообещала сделать это и должна определиться со списком товаров в ближайшие недели. Поэтому ассоциация Farmers for Free Trade отметила, что действия администрации Трампа создают риск введения «новых пошлин на американскую сельскохозяйственную продукцию на миллиарды долларов» и могут лишить многих фермеров доступа к иностранным рынкам.

Производители стали в США поддержали действия Вашингтона. Президент Американского института стали и сплавов (AISI) Том Гибсон поблагодарил Трампа за его «стремление обеспечить устойчивость американского металлургического сектора, который важен для национальной и экономической безопасности».

Однако отрасли, покупающие сталь, выразили обеспокоенность и разочарование. Как предупредила ассоциация Auto Alliance, американские автопроизводители могут стать менее конкурентоспособными на международной арене, так как на их долю пришлось 27% спроса на сталь в США в 2017 г.

Компании из химической отрасли тоже активно используют сталь, так как планируют или уже начали строить новые заводы в США, пользуясь снижением цен на природный газ в результате сланцевого бума. Например, южноафриканская Sasol закупила 58 400 т стали для проекта в штате Луизиана. По словам президента Американского химического совета (ACC) Кэла Дули, рост стоимости стали может заставить компании отложить или отменить запланированные инвестиции на миллиарды долларов.

Некоторые компании перекладывают издержки на потребителей. Как отметил финансовый директор Deere Раджеш Калатхур, чья компания выпускает сельскохозяйственное и строительное оборудование, спрос на ее продукцию высокий, поэтому повышение цен и сокращение расходов позволит ей компенсировать увеличение стоимости стали. Но для других компаний сделать это сложнее. Как предупредил аналитиков финансовый директор Campbell Soup Энтони ДиСильвестро, компания не может сказать, как быстро она сможет переложить дополнительные издержки на покупателей.

Предыдущие пошлины на импорт стали, введенные при Джордже Буше-младшем, привели к потере 200 000 рабочих мест, показало исследование, проведенное по инициативе использующих сталь компаний. Хотя, по другим оценкам, цифры примерно в 10 раз меньше. Тогда пошлины действовали только 21 месяц и были отменены в конце 2003 г. из-за давления со стороны ЕС.

Многие американские компании согласны с администрацией Трампа, что необходимо бороться с избытком предложения стали и алюминия на мировом рынке, возникшим в основном из-за Китая. Но они против того, чтобы делать это с помощью пошлин. Некоторые компании по-прежнему надеются избежать торговой войны. «Несмотря на разговоры о пошлинах, мы надеемся, что удастся найти менее радикальное решение», — говорил в четверг гендиректор Boeing Деннис Мюленбург.

Перевел Алексей Невельский

The Economist назвал 10 главных рисков для мировой экономики