Китайская экономика начала ощущать влияние импортных пошлин

Сложности в торговле наложились на ее внутренние проблемы
Ограничительные меры Пекина и без пошлин США ударили по капиталовложениям компаний, объемам строительства жилья, потребительским расходам/ Meridith Kohut / Bloomberg via Getty Images

Перед китайской экономикой «стоят новые проблемы и вызовы», «очевидно, что внешняя ситуация изменилась», говорится в заявлении, распространенном государственными СМИ после заседания политбюро Компартии Китая во вторник. В нем не упоминается торговый конфликт с США, однако дается понять, что он представляет серьезную угрозу росту и стабильности китайской экономики, тогда как вопросы ограничения роста долга отступили на задний план, пишет The Wall Street Journal (WSJ).

Опубликованные во вторник же официальные данные о деловой активности показали, что меры по ограничению торговли «начали сказываться в этом месяце», отметил Лиу Суэчжи, экономист Bank of Communications. (Июль – первый месяц, когда в США и Китае стали действовать импортные пошлины на $34 млрд с каждой стороны.) Индекс менеджеров по закупкам (PMI) в производственной сфере снизился до пятимесячного минимума 51,2 пункта с 51,5 в июне. Показатели спроса и предложения оказались хуже, чем месяцем ранее: подындекс, отражающий производство, упал с 53,6 до 53, а новые заказы – с 53,2 до 52,3 пункта.

Несмотря на ухудшение, все показатели уже почти два года остаются выше 50 – уровня, отделяющего рост от падения. Но «сегодняшние данные соответствуют нашему мнению о том, что китайская экономика продолжит замедляться в этом и следующем кварталах, что спровоцирует дополнительное смягчение политики» властями, сказал Джулиан Эванс-Притчард, экономист Capital Economics (цитата по WSJ).

Пекин уже около двух лет пытается расчистить финансовую систему, ограничить кредитование, особенно теневое, и снизить долговое бремя, в том числе разрешив корпоративные дефолты, которых до 2017 г. практически не было. Это породило серьезную неопределенность, указывает Йон Триси, соиздатель инвестиционного бюллетеня Fuller Treacy Money: «Если в США и Европе на основании прошлых кризисов мы знаем естественный уровень дефолтов, то в Китае не имеем представления, каким он может оказаться, – просто потому, что раньше массовых дефолтов там никогда не было». И в последние месяцы стали появляться свидетельства того, что эти меры властей начали оказывать заметное воздействие на темпы роста ВВП, ударив по капиталовложениям компаний, объемам строительства жилья, потребительским расходам.

Разразившаяся на этом фоне торговая война с США вызвала серьезную обеспокоенность Пекина. В заявлении политбюро говорится о необходимости мер для стимулирования роста, таких как увеличение госрасходов на инфраструктуру и поддержание «разумного и адекватного» уровня ликвидности в финансовой системе (кодовое выражение для смягчения кредитной политики). На прошлой неделе Народный банк Китая прокредитовал коммерческие банки более чем на 500 млрд юаней ($73 млрд), чтобы они могли увеличить выдачу кредитов; это крупнейшее разовое вливание ликвидности с тех пор, как ЦБ стал использовать такой инструмент в 2014 г. Госсовет призвал местные власти выходить на рынок облигаций, они также размораживают проекты, остановленные ранее по требованию центральных властей, сообщает WSJ.

Одним из свидетельств ожидающегося ухудшения экономической ситуации в Китае, указывает Триси, стало падение цен на медь, крупнейшим потребителем которой он является. С четырехлетнего максимума в начале июня цена металла, который традиционно считается индикатором состояния экономики (так как используется в большом количестве отраслей, от строительства до электроники), упала на 15% до самого низкого уровня за год.

Во вторник после публикации китайских индексов PMI медь снова подешевела, но затем цена выросла на 1% после сообщения Bloomberg о том, что США и Китай пытаются возобновить переговоры с целью остановить разрастание торгового конфликта.

Смягчение Пекином экономической политики может поддержать внутренний спрос и настроения в среднесрочной перспективе, но вопрос в ее масштабах: не оказалась бы эта помощь слишком дорогой, сказала WSJ Бетти Ван, экономист ANZ.