Минфин придумал способ исполнить поручение Путина по инвестициям

Он обещает бизнесу возмещать ущерб и неизменные правила игры
Минфин рассчитывает, что неизменность условий ведения бизнеса сможет привлечь капитал в страну/ Максим Стулов / Ведомости

Ускорить темпы роста инвестиций и увеличить их до 25% ВВП президент Владимир Путин поручил в марте. По оценкам Минфина, нужны дополнительные инвестиции в основной капитал до 21 трлн руб., рассказал «Ведомостям» замминистра финансов Андрей Иванов, из них 8 трлн бизнес должен вложить из собственных средств.

Идей, как добиться таких инвестиций, у Минфина несколько: создать систему проектного финансирования, поддерживать банковскую ликвидность, чтобы ее было достаточно для достижения целей майского указа президента, возмещать расходы на инфраструктуру, созданную для проекта, за счет возвратного налогового финансирования (TIF), а также рассмотреть госзаказ для новой продукции. Приоритет в поддержке Минфин предлагает отдать тем инвесторам, которые готовы вкладывать в капитал проектных компаний собственные средства.

Но главное условие – предусмотреть предсказуемость регуляторной среды для инвесторов. Такая стабилизационная оговорка есть в новом законопроекте Минфина «О защите и поощрении капиталовложений» («Ведомости» ознакомились с копией, подлинность подтвердили два участника совещаний в Минфине). По соглашению о защите и поощрении капвложений подписать контракт можно будет в течение трех лет после вступления закона в силу. Заключить соглашение на шесть лет смогут компании, готовые вложить больше 3 млрд руб. собственных средств за три года (минимальная сумма общих инвестиций – 10 млрд руб., включая займы), а на 12 лет – свыше 30 млрд руб. собственных средств. Если компания реинвестирует прибыль, при минимальных инвестициях она сможет продлить контракт еще на шесть лет, следует из проекта.

Пока действует соглашение, на компании не распространяются новые правила о платежах, налогах, тарифах и сборах, если такие изменения серьезно ухудшают положение бизнеса. Правда, не касается это тех случаев, когда такие платежи собираются для защиты конституционных прав людей или обеспечения обороны страны. Идея включения тарифов в стабилизационную оговорку прорабатывается, говорит Иванов: часть тарифов принимают регионы.

Еще одна возможность – возместить ущерб, если государство нарушило договоренности. «Мы не просто даем инвестору «дедушкину оговорку», но создаем механизм для судебной защиты этих условий», – говорит Иванов. В соглашении и приложениях может быть зафиксировано все, что касается капвложений в проект, рассказывает он, у инвестора появляется «одно окно», возможность настроить все условия проекта в одном документе, в том числе субсидии по другим механизмам поддержки.

Насколько инструмент будет распространен, станет понятно после запуска пилотных проектов. К ним будут относиться проекты компаний из списка помощника президента Андрея Белоусова (он предлагал собрать с 14 компаний свыше 500 млрд руб. дополнительных налогов. – «Ведомости»), рассказал Иванов. Весь портфель инвестиционных предложений он оценивает в 30 трлн руб., Минфин будет рад, даже если половина из них будет реализована на практике. Отбираться будут те проекты, на которые инвесторы были настроены, но очереди из них пока нет ни в одной из отраслей, говорит Иванов.

Вкладываться бизнесу мешают неопределенность в экономике и инвестиционные риски. На это жаловались 57 и 53% предпринимателей, опрошенных Росстатом. И хотя прибыль компаний растет (пока это основной источник инвестиций), не факт, что она трансформируется в инвестиции, предупреждает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Бизнес предпочитает направлять прибыль на сокращение долга, увеличение дивидендов или хранить на счетах – в июне 2018 г. на депозитах бизнес держал 10 трлн руб. и $5 трлн. Динамика инвестиций крупных и средних компаний пока слабая, указывали и эксперты РАНХиГС.

Самый важный ограничивающий фактор – неопределенность в налогах, говорит Орлова, с появлением письма Белоусова инвесторам уже недостаточно гарантий Минфина о моратории на рост налоговой нагрузки. Нестабильна и прибыль самих компаний, говорит Орлова, а возможности кредитов недоиспользованы.

Свой план ускорения инвестиций есть и у Минэкономразвития. Он также направлен на общее улучшение инвестиционного климата, подразумевает расширение доступа к финансированию, а также снимает отраслевые ограничения.

Стабильность регуляторного режима, гарантия неухудшения условий, при которых инвесторы входили в проект, – самое важное из предложений Минфина, говорит партнер KPMG Нина Гулис: это один из приоритетных факторов для принятия решения о долгосрочных инвестициях. Механизм, который в итоге сможет это обеспечить, будет самым привлекательным для инвесторов, заключает она.