Минэкономразвития ухудшило прогноз на 2018–2019 годы

В дальнейшем оно верит в рывок экономики, как и поручал Владимир Путин
Власти верят в начало большой стройки и инвестиционного бума/ Александр Вильф/ РИА Новости

Кризис на развивающихся рынках, торговые войны и риск новых санкций еще больше ослабят и без того вялый рост российской экономики в 2018–2019 гг., ожидает Минэкономразвития в обновленном прогнозе экономического развития до 2024 г. Его параметры министерство опубликовало в среду, когда он был одобрен правительством. Прогноз ляжет в основу бюджета на 2019–2021 гг., в котором будет заложена программа Владимира Путина на этот президентский срок – основные национальные проекты для выполнения его майского указа.

Теперь Минэкономразвития ждет роста экономики в 2018–2019 гг. на 0,1 процентного пункта меньше, чем ожидалось ранее, – 1,8 и 1,3% соответственно. Также ухудшены прогнозы инфляции и инвестиций, но только на 2018 г. – с 3,1 до 3,4% и с 3,5 до 2,9% соответственно. Министерство ждет и более слабого курса рубля в 2018 г. – 61,7 руб./$ вместо 60,8 руб./$. Средний курс за год уже 61,03 руб./$, учитывая ситуацию на мировых рынках, прогноз Минэкономразвития слишком оптимистичный, считает главный экономист BCS Global Markets Владимир Тихомиров.

Долгосрочный же прогноз до 2024 г. почти не изменился. Минэкономразвития рассчитывает, что успешная реализация национальных проектов ускорит рост ВВП до темпов выше 3% уже с 2021 г. В основном за счет инвестиций, от которых министерство ждет настоящего рывка в 2020 г.: их рост должен ускориться более чем вдвое до 7,6%, а затем держаться на уровне выше 6% до 2024 г.

Задачу увеличить долю инвестиций в ВВП до 25% (20,7% в 2018 г.) поставил Путин. Для этого инвестиции должны расти на 6–7% в 2020–2021 гг. и на 7–8% в 2022–2024 гг., указывали эксперты ЦМАКПа, т. е. вдвое быстрее ВВП, что ускорит экономику с 2018 по 2024 г. на 0,8 п. п. Но добиться такого роста инвестиций при слабой экономике нельзя, уверен замдиректора Центра развития Высшей школы экономики Валерий Миронов: инвестиции скорее следствие, а не предпосылка роста экономики. Эластичность инвестиций к предыдущему росту ВВП составляет около 1,5, продолжает он, при росте ВВП в 2019 г. меньше чем на 1,5% инвестиции не могут расти быстрее 3%. Прогноз же на 2021–2022 гг. более реалистичен, отмечает он.

В расчеты заложено увеличение инвестиций в инфраструктуру, рассказывает федеральный чиновник. В правительстве сейчас обсуждаются магистральный план развития инфраструктуры, на который в середине августа требовалось 3,1 трлн руб. из федерального бюджета, и план Минэкономразвития с 200 инфраструктурными проектами стоимостью 7 трлн. Но большая часть инвестиций по ним приходятся на период после 2020 г., уточняет другой чиновник, а половину денег еще предстоит найти.

Минфин же планирует добиться от частного бизнеса инвестиций более чем на 8 трлн руб., предложив специальное соглашение о защите и поощрении капитальных вложений. Списки проектов уже составляют компании из перечня помощника президента Андрея Белоусова – сначала он предложил собрать с них 500 млрд руб. дополнительных налогов, но теперь власти вместо доходов ждут от них и присоединившихся к обсуждению компаний увеличения инвестиций. Очевидно, что прогноз связан с инфраструктурными проектами, но о чем конкретно идет речь, совершенно не ясно, говорит Тихомиров.

Пока рост инвестиций был связан в основном с государственными вложениями, напоминает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова, частные же компании сдерживают инвестиции, реагируя на рост рисков и неопределенность в экономике. На это жаловались 57 и 53% предпринимателей, опрошенных Росстатом. Важный сдерживающий фактор – неопределенность в налогах, говорит Орлова, с появлением письма Белоусова инвесторам уже недостаточно гарантий Минфина о моратории на рост налоговой нагрузки. Нестабильна и прибыль компаний, отмечает она, а неопределенность из-за санкций может нейтрализовать эффект и от мер правительства по ускорению роста ВВП.

Предпосылки прогноза подстроены под цели майского указа, главное – сделать так, чтобы предпосылки оправдались, считает федеральный чиновник, при грамотном структурировании нацпроектов рост экономики на 3–3,5% через пару лет вполне реалистичен. У компаний достаточно прибыли, смягчается график погашения внешнего долга, улучшается ситуация с капиталом у банков, перечисляет чиновник. Чисто арифметически ускорение инвестиций в 2020 г. возможно, но остается «сложный дискуссионный вопрос, удастся ли сделать этот тренд долгосрочно устойчивым», продолжает он.

Без правильного отбора проектов добиться устойчивого инвестиционного роста невозможно, считает Миронов, иначе деньги будут потрачены неэффективно. Часто приоритетные для властей направления оказываются не нужны производителям и рост инвестиций приводит к консервации технологической отсталости, предупреждали и эксперты ЦМАКПа.