«Мостотрест» Ротенберга может построить мост через Волгу

Стоимость проекта вместе с дорогой в обход Тольятти – 130–140 млрд рублей
Для Аркадия Ротенберга мосты найдутся/ Станислав Красильников / ТАСС

Один из крупнейших проектов этого президентского срока Владимира Путина – мост через Волгу в районе Климовки с обходом Тольятти стоимостью 130–140 млрд руб. – может построить компания «Мостотрест», принадлежащая Аркадию Ротенбергу. Об этом «Ведомостям» рассказали два чиновника Самарской области, участник правительственных совещаний, а также два человека, участвующих в проработке проекта. Проезд по мосту и дороге будет платным для автомобилистов.

Этот заказ может стать одним из крупнейших для «Мостотреста» со времен строительства Крымского моста, но его роль в проекте еще обсуждается, знают собеседники «Ведомостей»: скорее всего, компания получит контракт на всю стройку и как минимум построит мост. Кроме того, по их словам, «Мостотрест» может войти в проектную компанию и заработать еще и как инвестор. «Мостотрест» будет претендовать на подрядные работы, когда будет определен концессионер, подтвердил его представитель. Произойти это может в ближайшее время. Ожидается подача частной концессионной инициативы, говорил губернатор Самарской области Дмитрий Азаров. Это должно случиться до начала мая, знает региональный чиновник, концессионером выступит компания «Обход Тольятти».

Учредителем «Обхода Тольятти» является компания «Инфракап», которой пополам владеют бывший гендиректор Федерального центра проектного финансирования ВЭБ.РФ Александр Баженов и Мария Панина. Баженов подтвердил «Ведомостям» намерение подать частную концессионную инициативу и что в качестве генподрядчика планируется привлечь «Мостотрест».

Кроме того, в партнерство войдет одна из компаний «Автодора», которая будет выполнять функции оператора проекта, в будущем предполагается привлечь других партнеров, рассказывает Баженов, финансовое обеспечение заявки предоставляют Газпромбанк и Промсвязьбанк. «Прорабатываем проект, даем письмо поддержки и рассчитываем, что будем его финансировать», – отмечает вице-президент Газпромбанка Павел Бруссер. Представитель Промсвязьбанка отказался от комментариев. Человек, близкий к банку, подтвердил, что он рассматривает возможность финансирования проекта.

Мост через Волгу с обходом Тольятти – первый проект международного транспортного коридора Европа – Западный Китай, указывает представитель «Автодора». Он уже включен в комплексный план развития магистральной инфраструктуры. Мост должен восстановить «географическую справедливость», сказал «Ведомостям» Азаров: «Транспортное сообщение между правым и левым берегом Волги сейчас проходит по плотине Жигулевской ГЭС, которая не справляется с транспортным потоком». С мостом же его удастся увеличить, перехватив часть международного потока.

Проект четырехполосной платной дороги с расчетной скоростью 120 км/ч прошел Главгосэкспертизу в прошлом году: общая протяженность с подходами – 11,1 км, самого моста – 3,75 км. Не все прошлые наработки будут использованы при подготовке нового проекта, говорит человек, близкий к его участникам. Теперь предусмотрено строительство мостового перехода через Волгу протяжённостью 8,6 км с учётом подъездных дорог и 88,7 км автодорог, рассказывает Баженов. Стоимость стройки будет определена по итогам повторного прохождения Главгосэкспертизы, продолжает он, пока предполагается, что 67 млрд руб. даст федеральный бюджет в качестве капитального гранта, весь проект стоит 130 млрд в ценах лет реализации. Такая сумма была указана в заявке Самарской области на получение капитального гранта, но, по словам одного из участников обсуждения проекта, стоимость несколько выше – 136–138 млрд руб.

Первые бюджетные деньги проекту были выделены в конце марта: по распоряжению федерального правительства Самарская область получила на ближайшие три года 30,8 млрд руб. «Мы рассчитываем, что финансирование, в том числе бюджетное, будет увеличено», – говорит Азаров. Представитель Минтранса не ответил на вопрос «Ведомостей» вчера вечером.

Ожидается, что по мосту поедет 40 000 автомобилей в сутки, знает человек, участвующий в проработке проекта. Примерно столько, сказал Азаров «Ведомостям»: транспортный поток и грузопоток уже и рассчитан, и подтвержден. Представитель Главгосэкспертизы на вопрос «Ведомостей» не ответил.

Строительство должно быть завершено в 2024 г., весь срок инвестиционного проекта составит 30 лет.

Инвестор будет возвращать вложенные средства, эксплуатируя трассу, а если доходы от трафика будут ниже ожиданий – доплатит бюджет, обеспечив минимальную доходность. После подачи заявки предложение инвестора должно быть опубликовано, и, если найдутся другие претенденты на проект, будет объявлен конкурс.

2018 год не был щедрым на новые крупные проекты, признавал гендиректор «Мостотреста» Владимир Власов. В 2018 г. на 40% снизилось количество тендеров, а средняя стоимость тендера в автодорожном строительстве – на 53%, чистая прибыль «Мостотреста» упала на 43% до 1,7 млрд руб., выручка почти не изменилась – чуть более 206 млрд руб., говорится в отчетности компании по МСФО. Снижение прибыли она объясняла ростом финансовых расходов. «Мостотрест» погашал долг для софинансирования инвестконтрактов и финансирования оборотного капитала крупных проектов в связи с ускорением завершения работ (транспортный переход через Керченский пролив был запущен на полгода раньше предусмотренного контрактом срока. – «Ведомости»), приводились слова Власова в сообщении компании.

В ближайшее время долю в «Мостотресте» может выкупить ВЭБ.РФ, рассказывали ранее «Ведомостям» люди, близкие к разным сторонам сделки, – от 30 до 49%. Госкорпорация получит доступ к строительным мощностям, а «Мостотрест» – гарантированный поток заказов и источник их финансирования, объясняли они.