Цифровой налог сеет международный раздор

Западные страны решают свои разногласия по «закону джунглей»
Многие недовольны, что такие компании, как Alphabet, Apple и Facebook, аккумулируют прибыль в налоговых гаванях, а не там, где находятся пользователи. На фото: протесты во время встречи министров финансов ЕС/ Yves Herman / Reuters

Обычно западные страны придерживаются многостороннего подхода к решению международных проблем. Но последние события подчеркивают, что в вопросах торговли и налогов все чаще предпочитают защищать свои интересы в одиночку, ставя под угрозу порядок, который сами же создали. 

США 2 декабря пригрозили ввести пошлины до 100% на импорт товаров из Франции стоимостью $2,4 млрд в ответ на ее налог на выручку крупных технологических компаний. Париж назвал это неприемлемым и предупредил, что ЕС готов ответить. В последующие дни Великобритания, Канада, Австрия и Индонезия пообещали тоже ввести налог на выручку технологических гигантов, несмотря на угрозы США в адрес Франции. 

Честные налоги 

Причиной спора стало налогообложение крупных технологических компаний. Многие государства недовольны, что такие компании, как Alphabet, Apple и Facebook, аккумулируют прибыль в юрисдикциях с низкими налогами, а не там, где находятся пользователи. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) уже несколько лет изучает эту проблему. В феврале 2018 г. она представила на рассмотрение три варианта ее решения, а в октябре 2019 г. в общих чертах описала основной предлагаемый ею подход – компании должны платить налоги в странах, где получают прибыль, а не только по месту их регистрации. Прийти к соглашению ОЭСР планирует к концу 2020 г. Но не все согласны ждать так долго. Франция в июле приняла закон о 3%-ном налоге с дохода, который технологические гиганты получают в стране. Она начала взимать его задним числом с 1 января 2019 г., но пообещала отменить, когда ОЭСР найдет решение.

Но переговоры ОЭСР по-видимому «продвигаются не очень хорошо», предполагает Майкл Деверё из Saïd Business School при Оксфордском университете. По его мнению, угроза Вашингтона вызвана тем, что он потерял надежду достичь консенсуса по цифровому налогу. 

Управление торгового представителя США, предложившее вести пошлины на французские товары, пожаловалось, что цифровой налог Франции нечестно направлен именно против американских компаний. Французский министр финансов Брюно Ле Мэр настаивает, что цель налога – заставить остальной мир поскорее найти общее решение: «Ситуация изменится, когда Франция продемонстрирует свою решимость». 

Ряд других государств собираются сделать то же самое. Британский премьер Борис Джонсон 3 декабря подтвердил намерение ввести 2%-ный налог на выручку технологических гигантов. По словам Джонсона, ему не нравятся торговые войны, но необходимо сделать так, чтобы эти компании платили «более честные» налоги. Аналогичным образом на этой неделе высказались правительства Канады, Австрии и Индонезии. Причем Австрия пообещала ввести 5%-ный налог на выручку с цифровых услуг уже с 1 января, хотя она «серьезно» осознает угрозу пошлин США. Италия намерена с января же ввести 3%-ный налог.

Если Великобритания примет цифровой налог, у США могут возникнуть к ней точно такие же претензии, как к Франции, предупреждает Джулиан Дэвид, руководитель лоббистской организации TechUK. Но «если ее налог на цифровые услуги вступит в силу, другие страны тут же последуют ее примеру», цитирует Financial Times Ченнинга Флинна из EY: «Это может на неопределенный срок обременить компании двойным налогообложением». 

В спор 5 декабря вмешался и новый еврокомиссар по вопросам экономики Паоло Джентилони. Он заявил FT, что при отсутствии консенсуса в ОЭСР Брюссель снова начнет рассматривать идею о введение цифрового налога на всей территории блока. ЕС отказался от нее в 2018 г., потому что ее не поддерживали Дания, Швеция, Ирландия и ряд других стран. 

По закону джунглей 

Некоторые официальные лица США поддержали позицию USTR в отношении Франции. «Мы призываем все страны отказаться от намерений ввести цифровой налог, чтобы позволить ОЭСР успешно достичь многостороннего соглашения», – написал министр финансов Стивен Мнучин в письме к ОЭСР. 

Забавно слышать такое от представителя администрации президента Дональда Трампа, которая в начале 2018 г. ввела 25%-ные пошлины на сталь и 10%-ные на алюминий, а за день до заявления Мнучина распространила их на Бразилию и Аргентину, пишет экономический обозреватель The Wall Street Journal Грег Ип. С помощью этих пошлин США пытаются, как и Франция, решить глобальную проблему: в случае с металлургией избыточные производственные мощности Китая наводнили мировой рынок дешевой продукцией. ОЭСР пытается найти международное решение этой проблемы, как и с цифровым налогом, но пока не достигла заметного прогресса. Поэтому Вашингтон стал действовать в одиночку, введя пошлины под предлогом обеспечения национальной безопасности. На что ЕС в 2018 г. ответил 25%-ными пошлинами на мотоциклы, сталь, алюминий, кукурузу, бурбон и джинсы и другие американские товары стоимостью 2,8 млрд евро. 

Если бы США пожаловались на Францию в ВТО, то скорее всего выиграли бы этот спор, считает Дженнифер Хиллман, торговый эксперт Совета по международным отношениям, а в прошлом – судья в ВТО. «Но администрация [Трампа] предпочитает пошлины и односторонний подход», – приводит ее слова WSJ.

Все более активное использование таких односторонних мер приближает мир к ситуации, где «по закону джунглей» правда оказывается на стороне сильных, считает Хиллман. По ее мнению, результатом станет «полный хаос», который негативно повлияет на мировой экономический рост: «Раньше можно было полагаться на верховенство закона, теперь – нет».