РСПП предложил расширить налоговые льготы для бизнеса на период борьбы с вирусом

Временно отменить часть налогов или снизить ставки, учесть новые расходы
Андрей Гордеев / Ведомости

Полностью временно отменить налоги или снизить ставки налога на прибыль и НДС, дать право бизнесу вычитать из базы налога на прибыль расходы на больничные и меры по борьбе с вирусом, ускорить возврат НДС. Эти и другие предложения налоговых льгот для бизнеса на время кризиса Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) в конце марта направил в правительство.

«Ведомости» ознакомились с перечнем его предложений, подлинность документа подтвердил представитель РСПП. По его словам, союз пока не получил ответ правительства. Меры составлялись всеми членами РСПП по просьбе самого правительства, рассказывает собеседник «Ведомостей», близкий к одному из членов РСПП. Правительство постоянно взаимодействует с бизнес-объединениями, но не комментирует внутреннюю переписку, говорит представитель правительства.

Среди других предложений РСПП – снизить авансовые платежи по налогу на прибыль. Нужно повысить порог для выплаты авансов раз в квартал, а также разрешить платить ежемесячные платежи исходя из фактической (а не прогнозной) прибыли за месяц, уточняет партнер KPMG Михаил Орлов. РСПП также предлагает временно расширить перечень товаров, с которых не платится НДС: в него должны войти лекарства и потребительские товары первой необходимости. Сейчас нулевая ставка НДС действует для международных перевозок, экспортируемых товаров и др. Но любая отмена уплаты налогов, даже временная, вряд ли реалистична – федеральный и региональные бюджеты и так несут колоссальные потери из-за борьбы с вирусом, напоминает Орлов. Нужно сделать акцент на поощрении компаний, которые стараются сохранить рабочие места и зарплаты, а также учитывать убытки, связанные с вынужденным простоем. Сейчас налогооблагаемую прибыль можно уменьшить на прошлые убытки не более чем на 50% (до 2018 г. ограничения не было). РСПП предлагает отменить ограничение и разрешить переносить убытки три года. По-прежнему налог взимается и с бумажной прибыли, связанной с ослаблением рубля, напоминает еще об одной проблеме Орлов. Перенос убытков – интересный механизм, но он может приводить к переплате налога за прошлые годы, а возврат или зачет таких переплат болезнен для региональных бюджетов, предупреждает руководитель аналитической службы «Пепеляев групп» Вадим Зарипов. Лучше, например, на время сделать 50%-ную скидку по налогу на прибыль, предлагает он.

Важно обнулить ставку и по долгам, которые не нужно обосновывать по правилам трансфертного ценообразования (например, сейчас можно не доказывать рыночный уровень ставки процента по долгу от аффилированной компании, если она находится в пределах 75–125% ставки ЦБ. – «Ведомости»), предлагает собеседник «Ведомостей» в крупной промышленной компании. А для пересчета валютных активов и обязательств – зафиксировать валютный курс на 1 марта 2020 г. и повысить отношение контролируемого долга к собственному капиталу с 3 до 10 – для расчетов предельного размера процентов по контролируемой задолженности. Сейчас, если займы от аффилированных лиц втрое превысили чистые активы заемщика, платежи могут быть переквалифицированы в дивиденды, в таком случае на них доначисляется налог. Такой контролируемой задолженностью считаются долги российской «дочки» и перед материнской компанией, и перед ее другой российской «дочкой». Такие предложения также указаны в письме РСПП.

Это самые важные меры, так как они непосредственно связаны с кризисом, а действующее законодательство к ним не готово, объясняет собеседник «Ведомостей». Законодательство предусмотрено для нормальной экономической ситуации, обычного ведения бизнеса, продолжает он, но не рассчитано на резкие скачки курсов валюты и процентных ставок, необходимость нести экстраординарные расходы, например доплачивать сотрудникам на карантине, невозможность вовремя отчитываться и платить налоги. Возможность учитывать компенсации сотрудникам – правильная мера, считает Зарипов, фактически это разделение расходов на борьбу с вирусом между бизнесом и государством.

Меры крайне важны для работы системообразующих предприятий во время кризиса, рассказывает собеседник «Ведомостей», близкий к одному из членов РСПП. Но бизнес обеспокоен, что решения по предложениям принимаются непрозрачно, а сроки затягиваются, жалуется он: «Сейчас промедление может стоить дорого». Даже мер, предложенных РСПП, недостаточно для реальной поддержки бизнеса и компенсации убытков от пандемии, жалуется сотрудник другой крупной промышленной компании.

Есть и риски, что даже если меры будут приняты, то в ограниченном виде, сетует собеседник «Ведомостей» в крупной промышленной компании. Такие риски уже реализовались – например, отсрочками и рассрочками по выплате налогов смогут воспользоваться единицы компаний, жаловались юристы. Получить их на долгий срок смогут только компании, доходы которых уже упали более чем на 50% или одновременно есть убытки и доход сократился более чем на 30%. А для малого и среднего бизнеса страховые взносы хоть и снижены с 30 до 15%, теперь такие работодатели должны будут сами платить больничный работникам, рассказывает управляющий партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин.

Еще одни предложения 2 апреля в правительство – первому вице-премьеру Андрею Белоусову – направил председатель совета директоров «Уралхима» Дмитрий Мазепин. Он перечислил 12 мер поддержки, необходимых крупным промышленным предприятиям, в частности производителям минеральных удобрений. Среди них – выкуп корпоративных облигаций ЦБ и институтами развития, субсидирование ставки по кредитам, прямые субсидии сельхозпроизводителям, ограничение проверок и предоставление налоговых каникул. А 7 апреля стало известно о совместном письме основных бизнес-объединений, попросивших правительство признать бизнес во всех сферах экономики пострадавшим от последствий коронавируса и оказать ему поддержку. Они также просят предусмотреть возможность освободить бизнес от уплаты налоговых платежей и субсидировать платежи за аренду, лизинг и кредиты.

Представители «Северстали», «Уралхима», «Фосагро», НЛМК, ММК, «Азбуки вкуса» отказались от комментариев. Представители «Магнита», «Ашана», Metro, «Ленты», X5 Retail Group не ответили на запрос «Ведомостей».

В подготовке материала участвовали Анна Червонная и Ксения Вирченко