Власти запустили пятый участок ЦКАД – от Можайского до Новорижского шоссе

Автомобилисты рискуют постоять на нем в пробках
Андрей Гордеев / Ведомости

Власти открыли движение на участке пятого пускового комплекса Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) вокруг Москвы от Можайского до Новорижского шоссе – всего введено в эксплуатацию 23,5 км автодороги. Это чуть менее 10% протяженности всей дороги (339 км) и практически треть всего пятого участка. При этом 9,5 км были реконструированы и 13,5 км – построены впервые. По трассе будет разрешено движение со скоростью 100 км/ч.

Участок станет крупнейшим открытым участком на ЦКАД. Строительство 76-километрового пятого участка от Киевского до Ленинградского шоссе ведет компания «Аркс» по долгосрочному инвестиционному соглашению. Первый небольшой участок ЦКАД-5 в обход Звенигорода открылся в ноябре 2017 г. А реконструированный (расширенный до четырех полос) 9-километровый участок от деревни Жёдочи до трассы М3 был открыт в конце января.

Пятый участок будет полностью достроен до конца года, в этот же период будет открыто движение автотранспорта по всему кольцу. Достраивать первый и четвертый участки предстоит еще в следующем году. Сейчас задача поехать, сказал предправления госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко. В прошлом году правительство решило, что строительство первого, третьего и пятого участков ЦКАД завершится в октябре 2020 г., четвертый должен быть достроен в октябре 2021 г. Официально о решении перенести окончание строительства первого участка на 2021 г. на сайте правительства не сообщалось. По данным Счетной палаты за 2019 г., строительство дороги уже обошлось в 316 млрд руб., а еще 15 млрд руб. требуется на дополнительные работы для переноса трубопроводов.

Сроки строительства ЦКАД постоянно срывались. Проблемы возникали на всех уровнях, признавали строители и другие участники проекта «Ведо­мостям», но главная проблема была связана с переустройством коммуникаций, в частности – ­переносом газовых труб. Теперь, по словам курирующего транспорт вице-премьера Марата ­Хуснуллина, найдены новые решения, которые должны облегчить процесс.

Еще одно изменение – 30% регламентирующих норм при строительстве дорог будут носить не обязательный, а лишь рекомендательный характер, такое постановление уже подготовлено, рассказал Хуснуллин. Послабления сделаны и для экологической экспертизы при строительстве больших дорог.

Но главную проблему трассы пока так и не удалось решить. Когда строительство трассы будет завершено, дорога встанет в пробках. В прошлом году госкомпания «Автодор» обнаружила 12 проблемных точек, которые помешают бесперебойному движению по трассе, а на их ликвидацию необходимо было предусмотреть дополнительное финансирование – около 45 млрд руб., рассказывает человек, близкий к госкомпании. «Иначе теряется весь смысл ЦКАД, только так дорога справится с планируемым грузопотоком, в том числе с международными перевозками», – объясняет он. Пока решение о выделении дополнительных средств не принято, знают собеседники «Ведомостей». Например, сохранилось одноуровневое пересечение с Можайским шоссе, замечает человек, близкий к госкомпании. Представитель «Автодора» сообщил, что новой информации по этому вопросу нет.

Если на трассе сохранились светофоры (на открытии они были. – «Ведомости»), пробки на ней будут неизбежны, комментирует вице-президент Центра экономики инфраструктуры Павел Чистяков. «Надеюсь, что это временная мера, в дальнейшем все светофоры уберут, просто будет другой проект», – говорит Чистяков.