В России назревает потребительский кризис

Потребительские настроения больше всего ухудшились у самой экономически активной категории населения
Сергей Фадеичев / ТАСС

Россия вошла в пятерку европейских стран с худшими потребительскими настроениями – вместе с Грецией, Словенией, Португалией и Испанией. Индекс потребительской уверенности россиян во II квартале этого года упал на 19% по сравнению с первым до отметки минус 30%. Для сравнения: в Дании и Швеции он снизился лишь до отметки минус 2% и минус 5% соответственно. Об этом свидетельствует индекс потребительской уверенности, который ежеквартально рассчитывает Росстат на основе опроса населения (5100 человек в возрасте 16 лет и старше, проживающих в частных домохозяйствах, во всех субъектах России). Респондентов спрашивают об экономической ситуации в стране, личном материальном положении, сбережениях и запланированных крупных тратах.

Аналогичные индексы доверия потребителей ежемесячно рассчитывают Евростат (для Еврозоны) и каждая страна ЕС самостоятельно.

Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики (ВШЭ) опубликовал обзор «Потребительские настроения населения во II квартале 2020 г.», в котором проанализировал данные последнего опроса Росстата.​

В предыдущие кризисы индекс падал сильнее: например, в 2015 г. – до минус 32%, в 2009-м – до минус 35%, а в 1998–1999 гг. – до минус 45%. Но особенность этого года – в стремительности падения: показатель рухнул всего за один квартал. Такие темпы не имеют аналогов за всю историю расчета данных. «Во время предыдущих кризисных эпизодов отрицательный эффект был накопительным, а индекс потребительской уверенности терял одномоментно не более 14–15%», – подчеркивают авторы исследования.

Абсолютные показатели тоже выглядят тревожно: в ходе опроса 43% респондентов заявили, что за прошедший квартал их материальное положение ухудшилось, при этом только 10% верят, что в ближайшие 12 месяцев ситуация начнет выправляться.

«Хуже всего то, что наибольший пессимизм охватил самую производительную часть общества – людей в возрасте 30–49 лет, – подчеркивает директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. – Представители данной категории больше других пострадали от коронакризиса, часть из этих людей потеряла полностью или частично источники своих доходов».

Обычно основными пострадавшими от кризисов оказываются люди старшего возраста. Но в этом году, как отмечается в исследовании НИУ ВШЭ, «сравнительно невысокие, но стабильные доходы населения старшего возраста плюс государственная поддержка этой категории в виде длительных оплаченных больничных листов работающим пенсионерам позволили пожилым людям в некоторой степени минимизировать снижение уровня и качества своей жизни».

По словам Остапковича, ухудшение благосостояния людей среднего возраста, наметившееся еще в 2018 г., очень неблагоприятная тенденция. «Ведь именно средневозрастную группу населения можно в большей степени отнести к среднему классу, который значительно влияет на потребительский спрос, а также является наиболее производительной и инновационной частью населения, – отмечает эксперт. – Именно эти люди более склонны к предпринимательским рискам, без которых невозможен экономический рост. При этом они же оказывают материальную помощь младшему и старшему поколениям своих семей».

Снижение численности средневозрастной группы (из-за демографической ямы и старения населения) на фоне ухудшения уровня и качества жизни россиян из этой категории Остапкович считает «горючей смесью», ведь это и политически активная категория граждан, от которой во многом зависит «социально-политическая ситуация в стране. «Поэтому любая уязвимость и негативная турбулентность людей, относящихся в своем большинстве к среднему классу, способна увеличить экономические, финансовые, социальные и политические расхождения», – предупреждает экономист.

В статью внесены изменения. Уточнены названия индексов. Автором расчетов индекса потребительской уверенности указан Росстат.