Углеродный сбор ударит по «Газпрому»

От его введения в ЕС российские экспортеры потеряют почти $5 млрд
«Газпрому» перекроют углерод/ Максим Стулов / Ведомости

Оценки консультантов из Boston Consulting Group (BCG) практически совпадают с выводами аудиторов международной консалтинговой группы КПМГ: российские экспортеры едва ли не больше всех потеряют от введения углеродного регулирования в странах ЕС. Согласно данным BCG, только лишь прямые потери экспортеров из России, которые включены в европейскую схему торговли квотами на выбросы парниковых газов, составят $3–4,8 млрд в год. По оценкам КПМГ, при пессимистичном сценарии развития событий, т. е. при появлении так называемого углеродного сбора уже с 2022 г., суммарные потери отечественных экспортеров лишь в первый год их действия составят 3,6 млрд евро. Далее налоговая нагрузка будет ежегодно возрастать, и в 2030 г. им придется заплатить уже 8,2 млрд евро, или 50,6 млрд евро накопленным итогом.

«Европейские страны, а также Европейская комиссия уже достаточно длительное время обсуждают возможность внедрения углеродного сбора, – поясняет научный сотрудник факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Марсель Салихов. – Если европейские сталелитейные или цементные компании обязаны платить за выбросы, а их иностранные конкуренты – нет, понятно, что европейские компании оказываются в проигрыше и заинтересованы во введении подобного сбора для конкурентов».

Введение углеродного сбора уже с 2022 г. выглядит все более реальным.

«Дело в том, что выход из рецессии неминуемо будет сопровождаться ростом энергопотребления и потребности в углеродоемких продуктах, – объясняет директор группы операционных рисков и устойчивого развития KPMG в России и СНГ Владимир Лукин. – Поэтому момент спада энергопотребления лучшее время для того, чтобы провести мероприятия по внедрению низкоуглеродных технологий. Однако в условиях дефицита ресурсов компаниям необходим внешний стимул в виде регуляторных инициатив, который бы блокировал экстенсивный выход из рецессии с упором на традиционные ­технологии».

Углеродный сбор может оказаться болезненным не только для отдельных компаний-экс­портеров, но и для целых отраслей российской промышленности, предупреждают эксперты. Скорее всего, он будет взиматься из расчета углеродо­емкости товаров в соответствии со стандартами ЕС. Так как в России никаких ограничений в промышленности по этому параметру не действует, то ограничения заденут максимальное количество производителей. По мнению КПМГ, больше всего пострадают металлурги и газовики. «Одной из причин введения сбора является стимулирование других стран на создание системы торговли квотами на выбросы и введение платы на ­выбросы парниковых газов, – ­отмечает Салихов. – В России не действует ни один такой механизм, и их надо создавать как для того, чтобы минимизировать ущерб для российской промышленности при введении углеродных сборов в других странах, так и в рамках глобальной климатической повестки».